Занять и выдоить
Как принципы бюджетной политики
Деньги? — деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Александр Пушкин, «Скупой рыцарь»
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ в мажилисе заслушали отчет правительства об исполнении бюджета прошлого года, причем по нему отчитался не только действующий министр финансов Мади Такиев, но и бывший премьер-министр Алихан Смаилов. Правда, выступал последний не в роли отчитывающегося, но, как ни странно, проверяющего. Это связано с тем, что после своей отставки 5 февраля текущего года, он был назначен президентом Токаевым на пост главы Высшей аудиторской палаты (ВАП - бывшего Счетного комитета) - высшего органа госаудита и финконтроля. В итоге, Смаилову даже пришлось как-то оправдываться, ведь, по сути, он осуществлял аудит и контроль не кого-то, а собственной деятельности, что не могло не породить некоторое недоумение. Отвечая на вопрос журналистов по этому поводу, Смаилов очень скромно охарактеризовал свою роль в работе правительства за обозреваемый период, как «участие»: «Я с себя, естественно, никакой ответственности не снимаю. В тот период я тоже принимал участие во всей этой работе». Как будет реализовываться эта «ответственность», непонятно, ведь свой пост как премьера Смаилов уже оставил, а уйти с должности главы госаудита, проверив самого себя – таких прецедентов казахстанская история еще не рождала. Поэтому, видимо, на всякий случай экс-премьер-министр пригрозил бывшим коллегам: «Поэтому уже в качестве главы Высшей аудиторской палаты хочу заверить: спрос с нерадивых администраторов бюджетных программ будет жесткий и беспристрастный». В итоге, если депутаты мажилиса голосовали просто «за» или «против» утверждения отчета, то в речи главы ВАП присутствовали, как критические, так и извинительные нотки. Неудовлетворительной работу правительства признали лишь две партии из 6 представленных в парламенте. Лидер одной из них – глава Демократической партии «Ак жол» Азат Перуашев – прямо указал на многие порочные принципы бюджетной политики. Также он предложил наделить «мажилис правом проведения парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей аудиторской палатой», чтобы сдвинуть с мертвой точки, наконец, вопрос с ежегодным повторением одних и тех же нерешаемых проблем бюджетной политики.
Согласно статье 53 Конституции РК, «Парламент утверждает отчёты Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета», а «неутверждение Парламентом отчёта Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству». Впрочем, в этот раз выражать вотум недоверия Кабинету, отработавшему буквально четыре месяца, да еще и по результатам периода, когда его возглавлял вообще другой человек, было бы странно. Тем более, что и сам человек, ответственный за бюджет в 2023 году, довольно жестко прошелся по его выполнению, правда, сделал это несколько своеобразно.
Так, из слов Смаилова стало известно, что «почти половину из запланированных макроиндикаторов не представляется возможным оценить по причине позднего формирования статистики», потому что «система статистики так и не претерпела качественных изменений». «В эпоху цифровизации непозволительно формировать статистику с опозданием на год и более. Иначе теряется ее значимость и ценность», - отметил глава ВАП. Тут, понимаете, от граждан требуется отчитаться по всем доходам, расходами и имуществу, а государственная статистика, оказывается, способна отчитаться по тратам и приходу в госбюджет едва ли наполовину.
Впрочем, даже в той части, что оценкам все же поддается, видно, что работа отечественных чиновников вызывает справедливые вопросы в обществе. Из слов Смаилова следует, что расходы бюджеты исполнены почти на 100%, в то время как выполняемость даже национальных проектов оставлять желать лучшего. «К примеру, по национальному проекту «Комфортная школа» финансирование на 2023 год было предоставлено в полном объеме. А освоено всего 38%. Это непозволительная роскошь в условиях жесткой экономии средств», - отметил Смаилов.
Отчего приходилось экономить буквально на всем, экс-премьер также сообщил эмоционально, но совсем без конкретики: «Хочу напомнить, что каждый бюджетный тенге изыскивался в условиях нехватки средств. Мне, находившемся на посту премьер-министра в тот период, как никому это известно». Однако, недостаток денег – это не засуха, не потоп, которые никак от государства не зависят, а следствие принятых решений, экономической политики и того, как она реализовывалась, в том числе и тем, кто два года возглавлял исполнительную власть. Таким образом, мы видим, что Смаилов-аудитор тут рассуждает в каком-то смысле, как Смаилов-адвокат у Смаилова-премьера.
Чтобы проиллюстрировать это, сравним его оценки с аргументами лидера ДПК «Ак жол», который выступил главным и последовательным критиком итогов работы правительства в 2023 году с позиции бизнеса и простых граждан. К примеру, на заседании по итогам госаудита налогового и таможенного администрирования в ВАП говорилось, что «недостижение плана по налоговым поступлениям на сумму 1,4 трлн тенге» в 2023 году по трем «крупным бюджетообразующим налогам: КПН, НДС на ТВП, НДС на импорт» было результатом не плохой работы чиновников, а всего лишь… «завышением прогноза». Однако и тот рост, который отмечается по налогам в 2023 году, как мы узнаем из выступления главы ДПК «Ак жол», был достигнут не за счет качественной работы, а выкручивания рук бизнесу, потому что в значительной мере обеспечивался… авансовыми платежами за будущий год и займами!
«План поступлений за 2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге. При этом сами поступления увеличились за счет: роста налоговых платежей и увеличений займов, - отметил Азат Перуашев. - Однако рост налоговых поступлений был обеспечен путём авансовых платежей, так сказать, «под будущий урожай». В прошлом году авансовые платежи по КПН превысили 3 трлн тг, поднявшись сразу на 19%. Получается, рост доходов бюджета был обеспечен путём «выкручивания рук» предприятиям за прибыль, которой у них ещё нет. Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение обязательств бюджета в 1 квартале очередного года».
Похожим образом различаются оценки Высшей аудиторской палаты и партии «Ак жол» по возврату НДС. Если в ВАП говорят, что «установлены факты необоснованного возврата НДС из бюджета на сумму свыше 240 млн тенге», то представители национального бизнеса указывают, что «возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет», в результате чего «задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг.». То есть реальный сектор, бизнес, люди, создающие товары и услуги, недополучили от государства почти 600 миллиардов тенге.
Эти оценки показывают невероятное расстояние между тем, как понимает свою роль и деятельность чиновник, и видит интересы государства и общества бизнес. Пока подчиненные Смаилова беспокоятся, что бюджет «необоснованно» возвращает НДС, Азат Перуашев отмечает, что «налоговая политика в 2023 году не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий, вымывая и «замораживая» оборотные средства», приводя в пример, как «из-за задолженности в бюджет 7 млрд тенге возврата в НДС японская компания «Маревен» из Конаева приняла решение о переносе экспортного производства макаронной продукции в Узбекистан». «Так реагирует бизнес», - печально резюмировал парламентарий. О том, чтобы наши чиновники посыпали себе головы пеплом из-за того, что их бюрократия отпугивает инвесторов, мы никогда не слышали. Они ведут себя больше, как Скупой рыцарь, стремясь побольше забросить денег в спрятанные в подземелье сундуки бюджета, а не помочь стране развиваться, а потом сетуют, что «каждый бюджетный тенге изыскивался в условиях нехватки средств».
«Да, Налоговый кодекс позволяет авансовые платежи, но если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанного НДС, условные потери бизнеса, по нашей оценке, составили до 300 млрд тг», - указал Азат Турлыбекулы. Нельзя не согласиться с ним и по поводу оценки второго «драйвера роста» бюджетных поступлений – займов. «Что касается займов, то эти данные вообще некорректно рассматривать в виде доходов бюджета. Расходы на их обслуживание за 3 года выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, что «съело» 28% от всех ненефтяных доходов. Как говорится, берёшь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда», - отметил он.
Яркий пример порочного государственного подхода к займам – это судьба национального железнодорожного оператора «Казахстан Темир жолы», погрязшего в долгах настолько, что уже даже чиновники и глава ВАП заговорили о возможном дефолте монополиста. «Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 триллиона тенге и продолжает расти. 45%, или 1,3 триллиона тенге, из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств, - признал в парламенте Алихан Смаилов. - При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Казына» не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ». Однако, экстраполировать это на бюджетный подход, преподносящий займы, как рост поступлений в бюджет, глава ВАП не стал, хотя это и напрашивается.
Ибо квазигосударственный сектор в чем-то даже более рельефно отражает концептуальные проблемы казахстанского государственного управления, чем официальные ведомства. Во всяком случае, многие проблемы его видны ярче. Об этом же говорит и лидер ДПК «Ак жол», определивший его роль в казахстанской экономике, как «паразитарную». «Около 40% ВВП Казахстана составляет квазигоссектор, при этом, доля его валовой добавленной стоимости в ВВП составила всего 14%. В структуре финансирования квазигоссектора 80% занимают бюджетные кредиты, государственные задания и пополнение уставного капитала. Получается, с рынка привлекается не более 20%, - отметил он. - Отдельная проблема – закрытость и коррупциогенность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше объемов государственных закупок и составили 3 трлн 800 млрд тенге. При этом, в 2023 году объем закупок из одного источника (т.е. вопреки требованиям открытости и конкурентности), вырос в 3,3 раза до 2 трлн тенге, составив 57% от общего объема. Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, как таковые. Квазигоссектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки: так, за пять лет госбюджет погасил долги квазигоспредприятий на 480 млрд тенге».
Не менее рельефно квазигоссектор, как оказалось, «рисует» прибыли бюджета, которые существуют в реальности лишь на бумаге. Пример этого также приводит Азат Турлыбекулы: «В качестве дивидендов в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1,38 трлн тенге, из которых 1 трлн 26 млрд тенге стали результатом покупки Нацбанком акций нацкомпании «Казмунайгаз». Эта схема – приобретение госорганом акций компании, и без того принадлежащей государству - вызывает сомнения и как минимум, требует отдельного обсуждения в парламенте».
То есть чиновники представляют в качестве прибыли, фактически, простое перекладывание денег из одного кармана государства – в другой. Откуда взял деньги Нацбанк? Из Нацфонда. То есть в тот момент, когда президент Токаев год за годом призывает правительство сокращать трансферты из Нацфонда, правительство, «СамрукКазына» и Нацбанк придумывают схему, по которой продолжают эту порочную политику, которая позволяет им транжирить резервы, а не заботиться о том, чтобы наращивать реальный сектор, который в нормальной экономике должен быть основным донором бюджета. На это указывает и Азат Перуашев, говоря, что «сокращение финансирования реального сектора, подрывает воспроизводство доходов».
«За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза до 16%, а доля бюджетов развития обрушилась вдвое – до 10%. Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета успешно подрывается, а реальный сектор стал «пасынком» правительства», - констатировал глава ДПК «Ак жол».
Что же до ситуации с квазигоссектором, то он также бьет в набат, указывая, что тот живет, фактически, как государство в государстве, не озабоченный интересами общества, но эксплуатирует все привилегии естественных монополий. «Демпартия «Ак жол» убеждена, что и без выкупа госорганами доли любой нацкомпании, все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет. Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении в мажилисе проект Бюджетного кодекса. А без учета дивидендов от покупки, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 млрд тенге, т.е. лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем унизительным для государства и общества», - резюмировал он.
В итоге, в сухом остатке мы имеем выдавливание из бизнеса всего, что можно и что нельзя, в виде авансовых платежей, платить которые нормального предпринимателя можно заставить только «добровольно-принудительно», при этом в обратную сторону – как законный возврат НДС – поток денег с каждым годом все усыхает. Мы видим, что государственные мужи находят схемы, чтобы продолжать высасывать средства из Нацфонда, оформляя их как «прибыль» от квазигоссектора (!), который, как плохой сын постоянно занимает из семейного бюджета, не делится доходами, умудряясь вгонять страну в долги, наращивая масштабы своих коррупционных привычек. В итоге, Азат Перуашев дипломатично резюмирует: «Правительство проводит курсы финансовой грамотности для граждан, но само никак не научится считать государственные деньги».
И тут мы с ним не согласны. Мы боимся, что чиновники наши прекрасно умеют считать государственные деньги, просто делают это в пользу своего частного кошелька.
Остановить это, наверное, может лишь реализация предложения партии «Ак жол» позволить парламенту расследовать все эти нарушения в бюджете. «…В развитие конституционной реформы Касым-Жомарта Токаева и в соответствии с международным опытом, фракция «Ак жол» предлагает наделить мажилис правом проведения парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой», - озвучил эту идею Азат Турлыбекулы.
Кроме этого, он указал на то, что парламенту мало просто, как аудиторам смотреть, как чиновники криво сводят дебет с кредитом, но народные избранники должны оценивать эффективность работы Кабмина в соответствии с какими-то четкими программными документами, которые наши власти как-то даже уже забросили писать. «Сегодня парламент судит о работе правительства по освоению бюджета. Но обществу нужен не только финансовый, но и программный документ, показывающий, на какие задачи направляет свои усилия правительство, какие конкретные цели оно перед собой ставит, - заявил Азат Перуашев. - Полагаем необходимым восстановить статью 7 Закона «О правительстве», которая обязывала правительство утверждать в парламенте Программу своих действий и не только отчитываться о бюджете, но и нести политическую ответственность за достижение целей Программы. Тем самым будет реализована формула президента о влиятельном парламенте и подотчётном правительстве».
И вот, в зависимости от того, будут ли реализованы эти два предложения акжоловцев, можно будет ожидать, измениться ли что-то в области государственных доходов и трат или нет. Потому что пока мы видим лишь порочный круг, повторяющийся из года в год, когда правительство транжирит резервы, не дает развиваться бизнесу, занимается приписками и покрывает коррупционные схемы в квазигоссекторе. Сколько это все может продолжаться? Мы не знаем. Что кончится раньше – деньги или терпение? Вот главный вопрос казахстанской бюджетной политики. Правда, вне зависимости от ответа на него, ясно, чем это все может кончиться для всей страны – на дно пойдет корабль казахстанской государственности.