«Запасный вход» | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

«Запасный вход»

22.09.2022 15:59:14
№: 34 (1484)

а где же выход?

 - Я воевать не пойду никуда!

- Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учёт надо взяться.

- На учёт возьмусь, а воевать - шиш с маслом. Я тяжко раненный при операции.

 Из кинофильма «Собачье сердце» по одноименной повести Михаила Булгакова

 ФОТОГРАФИИ и любительские видео с казахстанско-российской границы с середины недели показывают тысячи автомобилей и пешеходов, пересекающих ее в сторону Казахстана. Такая же картина на многих других российских пограничных переходах – с Грузией, Латвией, Финляндией, даже с Монголией. Причина – объявленная в среду президентом России Владимиром Путиным «частичная мобилизация» 300 тысяч «запасников» для участия в войне с Украиной. Это всего лишь третья мобилизация в истории России, первая была в Первую мировую войну, вторая – во Вторую. Сопоставив одно с другим, тысячи россиян решили от греха подальше выехать из страны. К тем тысячам, которые покинули Россию после 24 февраля, чтобы сохранить возможность жить, работать, покупать, не теряя в комфорте, прибавились еще тысячи тех, кто теперь бежит от перспективы быть призванным в действующую армию и удобрить собой украинский чернозем. Точные данные по выезду из России неизвестны, поскольку мало кто из беглецов оформляет выезд на ПМЖ, но оценочные сведения по официальной статистике позволяют говорить о цифрах от 780 тысяч выехавших до нескольких миллионов. И это было еще до объявления о мобилизации! Кроме «выехавших полностью» имел место и «карточный туризм», в рамках которого только Казахстан на начало августа (с начала года) выдал более 74 тысяч (!) ИИНов гражданам России.

Сколько граждан РФ остались в стране, говорить сложно, ибо до нескольких месяцев пребывания они могут вообще никак не оформлять свое присутствие, обновляя этот срок выездами до границы. У жителей крупных городов (особенно тех, кто сдает квартиры в аренду) есть лишь субъективное ощущение увеличения «иностранцев с севера». В ближайшие дни, после объявления мобилизации и до каких-либо решений по закрытию границы (или запрету на выезд для военнообязанных), которые еще может принять Кремль, количество иностранцев может возрасти кратно – до десятков, если не сотен тысяч. Несмотря на официальные статистические данные о поддержке россиянами путинской «спецоперации» в Украине, реально лишь небольшой процент их готов жертвовать своими жизнями и здоровьем, особенно с учетом того, что украинцы перешли от обороны к контратакам, которые командование РФ парировать просто не в состоянии. Все это ставит перед руководством страны важный вопрос: что делать с этими людьми?

По казахстанским социальным сетям пересылаются скрины с популярных сайтов по продаже авиабилетов – на одном из них цена одного билета Москва – Алматы с пересадкой в Дубае (прямых билетов в продаже нет) составляет 6,3 миллиона тенге. В фейсбучной группе «Казахи в Турции» висит пост: «Билеты Москва – Стамбул достигли стоимости $5000». На самом популярном российском сайте по поиску авиабилетов из Москвы до Алматы, как мы проверили, действительно нет билетов на прямые рейсы на весь ближайший месяц. Нет даже на рейсы с пересадкой, вроде того, 6,3-миллионного. В социальных сетях пересылаются картинки с границы с Россией: тысячи автомобилей и мужчин, идущих пешком, переходят пограничные пункты. Один из россиян-очевидцев (видимо, с облегчением) пишет: «Через границу Казахстан – Россия сейчас пропускают, огромная очередь из машин + люди просто с вещами, доехавшие видимо на попутках, все мужчины, никого не развернули».

Однако, по информации сайта «Медуза», ссылающегося на «работника администрации президента» России Владимира Путина, «Кремль может полностью закрыть границы… если будет массовый отток людей», то есть того, что мы со среды наблюдаем буквально в режиме онлайн. Российские правозащитники уже получили и обнародовали копии приказов военных комиссаров некоторых российских регионов, согласно которым солдатам и офицерам запаса даже без повесток запрещается покидать свое место жительства без разрешения военкомата (!). В Телеграме появляется все больше групп с названиями типа «Релокация в Казахстан», численность подписчиков в которых за день возрастает с десятка до 6 тысяч. В этих сообществах отвечают на вопросы о том, как переехать в нашу страну.

Итак, мы можем констатировать факт: Казахстан столкнулся с волной переселенцев из соседней страны, которым для пересечения границы не нужны ни визы, ни какие-либо иные документы, получение которых могло бы хоть как-то контролировать миграционный процесс. Причем, речь идет преимущественно о молодых и среднего возраста мужчинах и их семьях. То есть о солдатах и офицерах запаса, а также потенциальных «срочниках» (сейчас их никто не призывает, но, как говорят в России, «между первой и второй – перерывчик небольшой» и следующая волна мобилизации может коснуться и их). Это люди, зачастую без запаса денег и возможностей удаленного заработка. Если в первой волне переселенцев в Казахстан преобладали все же люди обеспеченные, с бизнесом, с каким-то достатком, позволяющим им сразу же снимать квартиры в центре Алматы или Астаны, то эта вторая волна – это простые люди, которые просто не хотят умирать.

 Да, они могут работать. Да, среди них есть и профессионалы (например, руководство «Халык банка» сообщило, что 80 айтишников его дочки в Москве в один день получили повестки). Но в целом это будут намного более «проблемные» переселенцы, которые, в отличие от первой волны, начнут реально конкурировать с нашим населением на рынке труда, причем в самых простых сферах – общепита, строек, СТО и других «пролетарских» специальностях. Чем это чревато, наверное, понятно без пространных объяснений. Эти люди бегут не за сохранением «дольче виты», а от отчаяния – чтобы не оказаться на фронте. А отчаяние всегда порождает лишь новые проблемы…

И резкий рост конкуренции на рынке труда – лишь самая маленькая из них. Несмотря на то, что значительная часть казахстанцев все еще остается в российском информационном пространстве, другая часть наших граждан имеет вполне очевидные взгляды и симпатии по поводу того, кто виноват в войне в Украине, и при общении со «второй волной» это неизбежно станет предметом бытовых разговоров, а затем и конфликтов. Причина проста – даже те, кто не хочет идти в окопы, зачастую, остаются на позициях и взглядах российской государственной пропаганды, что практически неизбежно влечет риск конфликтов – личных, соседских, межэтнических. Точно также возрастает риск нарушения международных санкций, поскольку так или иначе устроившиеся в Казахстане россияне будут искать способы перевода денег или товаров своим родным в России. Также может резко возрасти организованная преступность, ибо мигрантская среда – это один из самых плодородных типов «почвы» для нее: обездоленные мужчины в расцвете сил вряд ли будут стоять на обочинах, скорее всего они постараются взять «свое» силой.

Что в этих условиях может сделать Астана? Прежде всего, хочется сказать о том, что она ни в коем случае не должна делать: игнорировать ситуацию. «Первую волну» российского переселения наши власти пытались едва ли не превратить в способ для пиара, рассказывая про ИИН за 10 минут для старых певцов советского разлива, а также успокаивая казахстанцев тем, что 9 из 10 россиян, сделавших ИИН, тут же уехали к себе обратно. Сделать так еще раз будет верхом глупости, непростительной политической ошибкой, особенно на фоне назначенных на ноябрь президентских выборов. Важным фактором, влияющим на поведения наших чиновников, опять же будут «обязательства в рамках ЕАЭС», о чем уже успел сказать председатель сената Маулен Ашимбаев. Однако мы имеем тут самый настоящий форс-мажор, который требует от Астаны не верности старым клятвам, данным за политическими кулисами, а эффективных решений в интересах граждан своей страны. Хочется увидеть, что власть действительно занимается этой проблемой, ищет пути выхода, а не пустила все на самотек.

Впрочем, как это часто бывало в прошлом, Астане может и повезти: возможно, как раз сама Россия первая попросит нарушить принцип свободного передвижения граждан внутри ЕАЭС, когда поймет, что «запасники» разбегаются от призыва быстрее, чем тараканы на кухне после включения света. И это, судя по всему, можно и нужно использовать, чтобы получить какие-то социальные, политические или экономические выгоды для Казахстана. Хотите, чтобы мы не пропускали мужчин от 22 до 55 лет? Тогда давайте это оформим одним пакетом с тем-то и тем-то… Фактически, у Токаева сейчас, возможно, появился первый реальный (если не сказать «исторический») шанс на фактическую заморозку ЕАЭС, так навредившего нашей экономике. Почему бы не использовать проблему Путина, чтобы предложить «временно пожить по отдельности»? Ну, а затем растянуть «временно» до «постоянно»… Если Токаев сумеет добиться подобного, то ему для переизбрания даже предвыборная программа будет просто не нужна. Правда, реальных шансов на подобную прыть Астаны на самом деле не много.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...