Защитный рефлекс | Деловая неделя
23 июня 2021 | выходит по пятницам | c 1992 года

Защитный рефлекс

и Перспективы обороноспособности

21.05.2021 09:46:52
№: 19(1422)
и Перспективы обороноспособности

«ДН»

НА ЭТОЙ неделе состоялось заседание Совета безопасности РК, на котором председательствовал его пожизненный руководитель – елбасы Нурсултан Назарбаев. Основная тема – обороноспособность страны и безопасность ее границ. Председатель СБ упомянул про конфликты нового типа – ассиметричные и гибридные угрозы, а также о системных решениях в области безопасности, куда входят не только военные меры, но также экономика, внутренняя политика, информационная сфера. Говорилось про современные вооружения, боеготовность, цифры расходов. За скобками осталось то, что основной гарант военной безопасности Казахстана – участие в оборонительном блоке ОДКБ – фактически, приказал долго жить. Тем временем, количество угроз безопасности и военного плана только растет – размораживаются старые конфликты, возникают новые, продолжается геополитическое давление, к списку старых рисков прибавляются новые, вроде борьбы за водные ресурсы. Что же касается границы, то, как недавно выяснилось из-за инцидента в Атырауской области, заявления власти о ее полном урегулировании и безоговорочном согласовании с соседями оказались не совсем до конца точны. В этих условиях роль национальной армии, погранслужбы и остальных сил безопасности должна возрасти, однако, способны ли они противостоять современным угрозам – большой вопрос.

На заседании Совбеза его пожизненный председатель был единственным, кто пренебрег правилами личной безопасности во время коронавируса, и сидел без маски

Вначале, обратимся к официальной информации. Итак, согласно сайту пожизненного председателя Совета безопасности РК, «в ходе заседания был рассмотрен проект Концепции строительства и развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований до 2030, а также обсуждены вопросы обеспечения пограничной безопасности». Сообщается также, что Назарбаев «указал на сложные внешние условия развития страны, в первую очередь связанные с социально-экономическими последствиями глобальной пандемии коронавирусной инфекции», а также отметил «важность работы по вакцинации», «необходимость решения правительством социальных вопросов населения и сохранения темпов экономического роста».

Что касается собственно военной повестки, то елбасы указал на «необходимость выработки новых подходов в военном строительстве и конфигурации Вооружённых сил в современных реалиях». «Мы установили крепкие дружеские отношения со всеми соседями и прочное партнерство с ведущими державами. Вместе с тем сильная армия является важнейшим гарантом безопасности страны», - отметил он. Назарбаев подчеркнул, что «сегодня важное значение обретают готовность к отражению асимметричных и гибридных угроз, внедрение новых технологий и автоматизация управления военными процессами». «Наши Вооруженные силы должны быть способны защитить суверенитет и территориальную целостность, отстоять национальные интересы. Всё это должно быть учтено при планировании развития армии на ближайшее десятилетие», - сказал первый президент страны.

По поводу задач Пограничной службы КНБ РК председатель Совета безопасности подчеркнул, что «решение задачи обеспечения пограничной безопасности требует не только совершенствования работы Пограничной службы и методов охраны границы, но и системных мер, связанных с направлениями экономической, информационной, общественной и военной безопасности». «Необходимо обеспечить надёжную охрану границы от всех видов угроз. Строительство Пограничной службы и Вооруженных сил должно быть синхронизировано и проводиться по единым стандартам. В то же время мы должны рассматривать вопрос пограничной безопасности комплексно, системно», - сказал Нурсултан Назарбаев. Речь идет о том, чтобы «приоритеты территориально-пространственного развития страны должны соотноситься с задачами по обеспечению пограничной безопасности».

Все сказанные Назарбаевым слова по сути своей верны и даже своевременны. Но есть много «но», которые возникли вокруг безопасности нашей страны. Первый из них, это ситуация с ОДКБ. Карабахский конфликт показал, что со своими декларативными функциями организация не справилась – не заступилась за своего члена в войне с соседом. Но это полбеды. Хуже было во время однодневной войны между Кыргызстаном и Таджикистаном – прежде всего потому, что воевали с применением вертолетов, тяжелой техники и минометов не просто соседи, но и члены ОДКБ. Выходит, организация эта неспособна не только заступиться за своего члена, но и удержать своих участников от военных действий против друг друга. Получается, что никакой гарантии безопасности она обеспечить просто не в состоянии.

Тоже самое, с гарантиями от ведущих держав. Аннексия Крыма в 2014 году Россией показала, что ведущие мировые державы не смогли реально обеспечить территориальную целостность Украины, хотя это подразумевал подписанный в 1994 году Будапештский меморандум. Согласно этому документу, подписанному Великобританией, США, Россией и Украиной, она отказывалась от ядерного оружия в обмен на гарантии своей территориальной целостности. Через 20 лет один из подписантов откусил кусок ее территории, а два других, хоть и были против, но сделать с этим ничего не смогли. Примерно такие же гарантии есть у Казахстана, и в значительной мере именно на них базировалась концепция нашей безопасности, но теперь, похоже, «дипломатический оборонный пояс» больше не стоит ничего.

Добавьте сюда постоянные намеки от политиков, близких к президенту России Владимиру Путину, о том, что Казахстану были сделаны какие-то территориальные «подарки», за которые он теперь либо должен смирно следовать в фарватере политики Кремля (которая привела к конфликту с Западом), либо «вернуть». И эти разговоры о том, что СССР в том или ином виде было бы хорошо восстановить, они продолжаются, и на уровне самого Путина, и на уровне других высокопоставленных российских чиновников. Инцидент в Атырауской области, когда жители приграничного населенного пункта Казахстана неожиданно оказались отрезанными от водного источника (было заявлено, что он находится на российской территории) строящимися приграничными заграждениями, показывает, что и громко и с помпой завершенная делимитация с демаркацией российской границы – это вовсе не перевернутая страница. Конфликт, при желании заинтересованных сторон, может возникнуть и на этом рубеже.

Не может не смущать Казахстан и тот факт, что Кремль спонсирует и поддерживает восстания сепаратистов на сопредельных территориях – в Молдове, Грузии и Украине. Тот факт, что граждане России открыто с оружием в руках (и даже на тяжелой армейской военной технике) участвовали в мятеже на Донбассе, выросшем из языкового вопроса и внешнеполитической ориентации Украины, также не может не беспокоить Нур-Султан. Северный и Восточный Казахстан при известном раскачивании ситуации (например, путем распространения заявлений о том, что это «подарки» нашей стране, которые надо «вернуть») становятся в этой ситуации зонами риска. То, что это в голове должен держать и Назарбаев, видно из его слов о «приоритетах территориально-пространственного развития страны», которые «должны соотноситься с задачами по обеспечению пограничной безопасности».

Военная мощь страны – это, фактически, последний рубеж ее обороны. И изначально он создавался таким образом, что шансов конкурировать с военной мощью той же России и Китая у него банально нет. Даже закупка новейших западных образцов вооружения не сможет решить вопрос о радикальном улучшении возможностей для обороны, просто размер нашей армии несопоставим с просторами страны. Да, и качество простейших вещей, вроде наборов индивидуального рациона питания (ИРП) для наших военнослужащих, показывает, что конкурировать даже с соседями мы в этом плане не можем. И это не говоря о том, что реальное питание военнослужащих продолжает становится поводом для скандалов и расследований, а практика использования солдат на генеральских дачах, очевидно, никуда не делась. Да, и рост социальной напряженности в стране не сильно способствует храбрости солдат. Как в свое время точно выразился один из финских политиков: «Прежде чем тратить огромные деньги на оборону, нужно создать для людей тот уровень жизни, который они захотят защищать». Создан ли в Казахстане такой уровень жизни? Нет. Скорее даже наоборот.

А в этих условиях ни дроны, ни современные самолеты, вертолеты и авиация не способны решить задачу обеспечения обороноспособности страны. Воюет не техника, а люди. И люди, от которых требуется готовность умереть за нее. А сделать это могут только те, кто уверен, что родина не оставит его семью, что она заботится о своих гражданах. Но пока родина вместо этого имеет лишь полуторамиллионную очередь тех, кто не может получить даже обещанные бесплатно 10 соток под ИЖС. А когда у солдата нет места даже для собственного маленького дома, а гарантировать ему государство может участочек земли лишь размером 1 на 2 метра, вряд ли он будет сражаться так, как требуется. Особенно на фоне того, что политическая элита страны владеет баснословными состояниями, большая часть которых, видимо, давно выведена из ее пределов, и явно не собирается умирать на полях сражений. Чего солдат точно не будет – так это умирать за то, чтобы подобная ситуация в нашей стране продолжалась бесконечно.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...