Жапаров в квадрате
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ 33-м премьер-министром Кыргызстана стал Акылбек Жапаров, которого его однофамилец, президент Садыр Жапаров, назначил на эту должность, совмещенную с еще одним ключевым креслом - руководителя своей администрации. В ответ новый глава кыргызского Кабмина пообещал увеличить доходную часть бюджета страны в полтора-два раза буквально за год.
Живучий Акылбек
Вообще, сам Акылбек Жапаров имеет в Кыргызстане весьма неоднозначную репутацию. Бишкекские политологи прозвали его «энерджайзер» за активность в политико-экономических кругах, однако, кроме этого он еще и бывший фигурант двух уголовных дел по хищению государственных денег и невозврату кредитов. В политике и госслужбе Жапаров №2 крутится все последние тридцать лет. Опыт депутатства в Жогорку кенеше имеет с 2000 года. Его называли одним из «триггеров» первой цветной революции - в марте 2005 года. Имеет гибкие ум и язык, одно его обращение «Ваше превосходительство» по отношению ко второму президенту Курманбеку Бакиеву ему припоминают до сих пор.
Кстати, оба Жапаровых входили в обойму упомянутого второго в истории республики президента Кыргызстана. Оттуда и их знакомство. Бишкекские политологи отмечают и разницу между ними, если Садыр предпочитал публичную политику, выступления, то Акылбек всегда был более «заточен под деньги». Он активно ратовал за вступление в программу HIPC (Heavily Indebted Poor Countries) в 2006 году, согласно которой в обмен на списание части государственных долгов международные доноры могли бы взять страну во внешнее управление. Он утверждал: Мол, это же выгодно, сколько денег нам простят. Однако у населения взыграло чувство собственного достоинства и по Кыргызстану прошло несколько акций протеста, простые люди даже стали собирать деньги сами, чтобы закрыть все кредиты. В итоге, в Бишкеке решили не терять свое лицо и отказались от вступления в программу.
Акылбека Жапарова чуть было не убили 6 апреля 2010 года в городе Талас, когда начались акции протеста против режима Курманбека Бакиева. Его спасло то, что он вовремя сориентировался и записал на телефон свой разговор с «центром», в котором просил не применять силу против протестующих. К моменту этого разговора, здание обладминистрации было уже блокировано участниками акции. После этого посланцы Бакиева стали сдаваться, на выходе им устроили «коридор боли» - массово избивали. Наиболее жестко досталось тогдашнему министру внутренних дел Молдомусе Конгантиеву, которого не просто избили, но подвесили на несколько часов вместо знамени на флагштоке. А Жапаров исхитрился дать протестующим прослушать аудиозапись своего обращения к Бакиеву, благодаря чему отделался несколькими синяками. Затем за него заступился его однокашник из местных, быстро уведший его от гнева толпы.
После изгнания Бакиева из Белого дома и Кыргызстана стало известно, что Акылбек Жапаров и несколько лиц из правительства взяли кредит из госказны, затем повесили эти долги на одно из предприятий и не возвращают заем. Что удивительно, данное дело до сих пор не закрыто, зато он успел за эти 11 лет побыть и министром, и депутатом. В ответ на критику своих недоброжелателей, обвиняющих его в любви к деньгами Жапаров №2 отвечает, что бизнесом в их семье занимается супруга. Ее имя действительно периодически всплывает после утечек из тех или иных офшорных зон.
В прошлом году Акылбек Жапаров после изгнания уже Сооронбая Жээнбекова умудрился стать советником Садыра Жапарова, своего однофамильца. Однако затем он затеял скандал в прямом эфире телевидения и потерял свое место. Но это его не остановило, и он предложил наделить своего однофамильца титулом «Спаситель нации». За что подвергся новой общественной обструкции, однако даже глазом не повел, полностью игнорируя критику и обвинения в подхалимстве. Видим, это сильно завязано на необходимость физического выживания; во время последних революционных событий его роскошный особняк около столицы был сожжен дотла.
Считается, что он сумел достучаться до главы государства своими идеями о пополнении государственного бюджета. Жапарова №1 легко понять, ведь ближайшие годы – это самый пик по выплатам государственного внешнего долга. Для начала однофамилец президента стал министром экономики и финансов. Многие уверены, что это именно он придумал и возглавил атаку на золоторудное месторождение Кумтор. Думается, это президент также оценил по достоинству. Впрочем, даже критики Жапарова, которые говорят, что он «активно замешан во многих коррупционных делах», признают, что ни под каким компрометирующим документом - нигде нет ни одной его подписи. Пусть он и говорил с трибуны многие вещи, за которые его часто вполне справедливо ругают и слева, и справа, однако под соответствующими документами Акылбек Жапаров своих автографов не оставил.
При вступлении в должность премьера он пообещал главе государства, что до конца года соберет в госказну 260 миллиардов сомов, а в следующем – еще 400 млн. Именно это, по словам самого Садыра Нургожоевича, стало ключевым фактором в назначении Акылбека Усенбековича на эти две должности – премьера и руководителя своей администрации. Объединение этих должностей под одной пятой точкой, предусмотрено новой конституцией страны.
Сомневающиеся граждане
Несмотря на оптимизм президента страны, опросы населения показали, что более 90% кыргызстанцев выступают против такого назначения. Особенно жестко против него настроен бизнес. Многие упирают на то, что Жапаров популист и будет защищать интересы только крупных олигархов, к коим можно отнести и его самого (или его жену). Состояние семьи Жапарова №2 оценивается около $300 миллионов. Сам новый премьер пообещал в парламенте, что в поисках денег для государственной казны «никого щадить не будет». По его словам, в следующем году сборы таможенной и налоговых служб увеличатся до 100 миллиардов и на 150 миллиардов сомов, соответственно. В рамках плана по пополнению госбюджета до 400 миллиардов, что вдвое больше, чем сегодня, премьер заявил, что «намерен раскрыть всю теневую составляющую, которая есть в работе таможни». При этом глава Кабмина пообещал не вводить новые налоги. Имеющихся, мол, достаточно, просто необходимо усилить качество администрирования и сборов.
Политологи уверены, что Жапаров-премьер наверняка попробует использовать на полную катушку предложение главы ООН Антонио Гуттериша о списании внешнего долга в обмен на увеличения доли вакцинации населения. По такой схеме Кыргызстану уже простили на этой неделе целых $12 миллионов. Впрочем, это - из почти пяти миллиардов долларов внешнего долга. Возможно, именно для налаживания связей с международной бюрократией в состав Кабмина вошел Эдиль Байсалов, профессиональный гражданский активист, начинавший свою карьеру в одной из неправительственных организаций в начале 2000-х годов, известный фанат всего западного, активный пользователь социальных сетей. В 2019 году был выслан в «почетную ссылку» в качестве посла в Великобританию, но и сидя там продолжал активно комментировать внутренние дела Кыргызстана в Интернете.
Еще в прошлом году Акылбек Жапаров предлагал самые жесткие карантинные меры и повсеместные ограничения для всего населения. В этом году весной именно он требовал поголовную вакцинацию с ограничением гражданских прав тех, кто не хочет получать уколы. Он также предлагал увольнять госслужащих, отказывающихся от вакцинации. На волне принуждения к прививкам Жапаров и Байсалов очень даже могут заслужить международное одобрение и понимание. Первыми в списке «понимающих» у Жапарова представители Нью-Дели: накануне своего назначения второй Жапаров провел переговоры и подписал ряд соглашений с министром иностранных дел Индии Субраманиямой Джайшанкарой. Индийцы пообещали выделить $1,5 миллиона на гранты и предоставить кредит на $200 миллионов. Жапаров №2 объявил, что индийцы могут построить тепловую электростанцию на самом крупном месторождении бурого угля в Кыргызстане - Кара-Кече. На это месторождение свои виды имеют также Россия и Китай. Судя по всему, новый премьер не боится конкуренции между инвесторами или же намеренно ее провоцирует, хотя после национализации Кумтора Бишкеком количество желающих вкладывать деньги в страну сильно поубавилось.
Прокомментировал свое назначение в Кабмин и новоиспеченный вице-премьер Эдиль Байсалов. В соцсетях отвечая на вопросы прессы он заявил, что первой обязанностью нового Кабмина будет «обеспечение проведения свободных и справедливых парламентских выборов». Байсалов в правительстве будет куратором социального блока, и он утверждает, что новый Кабмин не является «техническим правительством». Впрочем, больше всего в глаза бросилось то, что считавшийся прозападным политиком и, соответственно, сторонником парламентской модели демократии, новый вице-премьер, как выяснилось, сторонник президентской республики. «Завершился провальный эксперимент по введению ложной парламентской демократии, когда все правительство бегало за 120 депутатами, а мы будем работать на народ Кыргызстана», — заявил Байсалов.
Вице-премьер начал выражаться, как записной авторитарист, которых он всю жизнь жестко критиковал. Он заявил, что «любые попытки разжечь волнения, антиконституционные выступления будут жестко пресекаться». «Мы будем стоять крепко на защите конституционного строя и общественного порядка. Наши граждане и наши партнеры за рубежом могут не беспокоиться», - сообщил Байсалов.