Золотой скандал
вокруг брата президента Кыргызстана
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
ФОТОГРАФИЯ, на которой запечатлен предположительно брат Садыра Жапарова с предположительно золотыми слитками в предположительно Турции, вызвала скандал в Кыргызстане. На его фоне президент страны устроил с парламентом перетягивание каната в борьбе за регламент.
Брат и золото
Все началось с того, что в среду 7 сентября, на сайте «Политклиника» со ссылкой на страницу kg novosti в Instagram было опубликовано фото Сабыра Жапарова, брата президента Садыра Жапарова, держащего золотые слитки, стоя рядом с иностранцем . «В последнее время было много спекуляций вокруг вопроса о том, кто, где и по какой цене продает кыргызское золото. В связи с этим было бы интересно получить комментарий по поводу этой фотографии от пресс-секретаря президента. На ней мужчина, похожий на брата президента - Сабыра Жапарова - позирует с золотыми слитками в руках. Рядом человек, у которого на жилетке нашит турецкий флажок. Выглядят они так, будто только что заключили удачную сделку. Вопрос: а что Сабыр Жапаров теперь торгует золотом КР в розницу? Или как это можно понять?», - было написано в сообщении к этому фото.На эту публикацию поспешил ответить пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев, сообщивший в Facebook, что «это фото сделано в 2016-2017 годах, и оно не имеет отношения к текущим делам». В ответ пользователи социальных сетей заявили, что люди на фото в масках, и отметили, что правил обязательного ношения масок в указанный период не существовало. Через час Султанбаев заявил, что ошибся в пометке о годе фотографии. «Дорогие друзья! Эта картинка старая, это точно. Однако я неправильно написал годы. Более подробная информация об истории картины будет предоставлена», — написал он. С тех пор ответа нет.
Зато фактчекеры «Политклиники» проверили в открытых источниках, где и когда было сделано это фото. На распространенном в соцсетях фото Сабыр Жапаров держит в руках два золотых слитка, а мужчина в маске, стоящий справа от него, держит коробку со слитками. Логотипы на золотых слитках и на фирменном жилете человека в маске похожи. Это символика Ahlatcı Metal Rafineri, которая была основана в 2011 году в провинции Чорум на востоке Турции человеком по имени Ахмет Ахлатчи. Это третья по величине компания по переработке золота в Турции. Он имеет возможность перерабатывать 470 тонн золота и 626 тонн серебра в год. На официальном сайте компании указано, что она производит золотые слитки разного веса от 0,5 грамма до 1 килограмма. На золотых слитках выгравирован логотип компании.На видео, размещенном на странице Ahlatcı Metal Rafineri в Facebook 11 марта 2020 года (до пандемии), видно, что интерьер технологических помещений компании аналогичен тому, где был сфотографирован Жапаров, а на униформе сотрудников есть флаг и логотип, как на жилете человека рядом с Жапаровым. Также на этом видео видно, что все сотрудники без масок. На фотографии, загруженной на Google Maps в ноябре 2017 года, ни один из сотрудников не носил маски. Юсуф Ахлатчи, глава отделения правящей партии Турции AK Parti в Чоруме, написал в Твиттере, что он посетил металлургический завод Ахлатчи 20 марта этого года и опубликовал фотографию с рабочими. Можно увидеть одного из рабочих в таком же жилете и, что самое важное, в маске.
Далее все вспомнили, что в интервью движению «Баштан башта» в апреле этого года бывший депутат Жогорку кенеша Жылдызкан Жолдошева рассказала, что получила секретное письмо о том, что золото Кыргызстана продается на «черном рынке» родственниками самого высокопоставленного лидера Турции. «Кто они? Кто из лидеров, по какой причине вкладывает золото в турецкие банки? Теперь, конечно, это должно проверить Агентство национальной безопасности. Причина в том, что люди считают, что «это наше богатство, оно передается нам», - сказала Жолдошева.
Как раз только на прошлой неделе вышло расследование других фактчекеров о том, куда и по какой цене Кыргызстан продал в 2021 году рекордную 21 тонну золота. Доселе республика не экспортировала столько драгметалла за границу. После чего случилась отставка главного управляющего золотодобывающего предприятия «Кумтор». Глава государства отказался раскрывать подробности экспорта золота, сославшись на коммерческую тайну. Однако, теперь ему будет сложнее держать оборону на фоне фотографии его брата со слитками в руках. Этот скандал может спровоцировать новый социальный взрыв и волнения, которые на кыргызской почве всегда чреваты очередной революцией…
Снова регламент
Тем временем, глава государства занят выстраиванием отношений с Жогорку кенешем. Традиционно каждый созыв парламента Кыргызстана должен принять свой регламент работы. Иначе его решения могут оказаться вне закона. Действующий созыв уже почти год как работает вообще без оного. Одна из причин такой волокиты в том, что депутаты никак не могут договориться насчет правил своей работы… с главой государства. Вот и 1 сентября стало известно, что президент Жапаров не утвердил новый регламент, который депутаты успели принять до ухода на летние каникулы. Один из самых опытных парламентариев, Исхак Масалиев, интерпретировал это так: парламент уже в открытую желают поставить на место обслуги и лишить его права всякого голоса. Так это или нет, но властям страны в любом случае придется создавать согласительную комиссию.
Лидер фракции «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров уже несколько раз высказывался за прекращение законотворческой деятельности до принятия регламента: мол, любой юрист в одни ворота может выиграть суд у властей страны, если ее законы приняты вне закона.
Не молчит и вездесущий негосударственный сектор. Директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова обратилась к депутатам парламента. Она напомнила о необходимости скорейшего возврата страны в конституционное русло. По ее словам, после октябрьских событий 2020 года, когда в результате массовых акций протеста в Кыргызстане произошла смена власти, «систематически стали допускаться грубые нарушения Конституции и законодательства». «Десятки законов, во многом определяющих судьбу государства, принимались с нарушением Конституции и установленного порядка законодательной деятельности. Например, очень часто принятие законов депутатами Жогорку кенеша осуществлялось при отсутствии конституционного кворума, когда депутаты открыто голосовали друг за друга, или нередко законопроекты не проходили обязательную процедуру общественного обсуждения. Если ранее подобные шаги обосновывались нестабильной общественно-политической ситуацией в стране, то на сегодня уже отпали те исключительные обстоятельства, из-за которых приходилось принимать противоречивые с точки зрения закона решения», — подчеркнула она. Она считает, что депутаты продолжают допускать неправомерные отступления от требований законодательства, не обеспечивая рассмотрение и надлежащее обсуждение поступающих предложений, а также нарушают требования к содержанию законопроектов.
Джакупова напомнила, что перед уходом на каникулы нардепы одновременно во втором и третьем чтениях приняли проект нового регламента и направили на подпись президенту.Юристы обратили внимание на серьезные нарушения законодательства при одобрении этого документа. Юрист заметила: текст регламента остается недоступным для общественности, как и возражения
, с которыми его вернул на доработку глава государства. Она напомнила, что регламент ЖК КР наряду с Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» является базовым документом, регулирующим деятельность всей законодательной ветви государственной власти, включая порядок принятия законов, и его содержание должно быть открыто и доступно как для государственных органов, так и для общественности.
14 июля правозащитниками было направлено письмо в адрес спикера Таланта Мамытова с просьбой предоставить окончательную версию проекта конституционного Закона «О регламенте Жогорку кенеша», принятого во втором и третьем чтениях. «Однако уже дважды мы получаем ответ с формальной отпиской без указания каких-либо убедительных причин. Это вызывает опасения относительно понимания депутатами VII созыва того факта, что парламент является не только законодательным, но и представительным органом власти, осуществляющим свои полномочия от имени и в интересах граждан», — указала в обращении юрист. Она добавила, что систематическое игнорирование установленных процедур принятия законов будет отражаться на уровне легитимности парламента, а в последующем и на уровне легитимности решений, принимаемых не только депутатами, но и другими органами власти.
Отдуваться вновь пришлось пресс-секретарю президента Султанбаеву на своей странице в Facebook, где он постарался дать разъяснение по поводу того, почему проект регламента ЖК глава государства«От указанных госорганов поступили существенные концептуальные замечания. Кроме того, в процессе рассмотрения были выявлены многочисленные противоречия положений Конституции и законов», - отметил он. Далее, пресс-секретарь главы государства указал, что положениями принятого закона наряду с другими полномочиями Жогорку кенеша предусматривается полномочие по заслушиванию ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы. Согласно части 4 статьи 94 Конституции, порядок организации и деятельности судов определяется конституционным Законом «О Верховном суде и местных судах». В соответствии с ним не допускается регламентация предмета регулирования обозначенного документа в других законах. «В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда и местных судов. Не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей», — уточнил Султанбаев.
Он напомнил, что статья 3 действующей редакции регламента ЖК содержала в себе аналогичную норму, которая решением Конституционной палаты от 24 апреля 2019 года признана противоречащей Конституции. Не предусмотрено заслушивание Жогорку кенешем ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы КР, в связи с чем оно не может быть включено в регламент.
Далее, как пишет пресс-секретарь, Конституцией и законодательством в целом не предусмотрены нормы, обязывающие президента готовить и направлять комитету Жогорку кенеша заключения на проекты законов. Он напомнил, что кабинет министров участвует в законодательной деятельности через официальные заключения на проекты законов, инициированные другими субъектами законодательной инициативы, за исключением инициируемых президентом и главой Кабмина. И уточнил, что из-за таких вот многочисленных замечаний и противоречий документ и был возвращен на доработку.
«Необходимо иметь в виду, что конституционное провозглашение разделения властей как один из принципов построения демократического правового государства предполагает наличие такого органа, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, гарантировал бы согласованное функционирование и взаимодействие властей, единство народа и государственной власти. Именно глава государства, согласно Основному закону, обеспечивает эти функции. Одним из инструментов является право на возвращение принятого закона с возражениями в Жогорку кенеш для повторного рассмотрения», — заключил Эрбол Султанбаев.
На фоне этого, депутат от фракции «Альянс» Жанар Акаев заявил о необходимости расширения парламентских полномочий. На заседании ЖК КР он напомнил коллегам, что «Кабмин ни во что не ставит парламент». «Исполнительная власть не считается с мнением парламента. Мы изменили Конституцию. Когда мы выступали против, большинство депутатов поддержали, к сожалению. Вот плоды начали теперь созревать. Раньше у нас были рычаги. Если мы не принимали бюджет и отчеты, то правительство полным составом уходило в отставку. Теперь у нас нет рычагов. Члены Кабмина могут проигнорировать наше приглашение на заседание. У нас осталась только эта трибуна с микрофоном», — сказал он.
И Слава Богу, наверное, подумал Эрбол Султанбаев, но ничего не написал в своем Facebook…