Зона отложенного риска
В предыдущие два года наблюдался процесс сокращения валового внешнего долга страны, размер которого несколько лет назад превышал объем ВВП. Однако абсолютные и относительные параметры долга, рассматриваемые в качестве индикаторов платежеспособности страны, во втором квартале текущего года вновь изменилась в худшую сторону.
Нигмат РАМАЗАНОВ
В предыдущие два года наблюдался процесс сокращения валового внешнего долга страны, размер которого несколько лет назад превышал объем ВВП. Однако абсолютные и относительные параметры долга, рассматриваемые в качестве индикаторов платежеспособности страны, во втором квартале текущего года вновь изменилась в худшую сторону.
Общий глобальный долг в настоящее время более чем в три раза превышает объем мирового ВВП. Мировая экономика рискует попасть в «долговую ловушку». Дальнейшее накопление долга может быть опасным, поскольку повышение процентных ставок увеличит затраты на обслуживание долга, что потенциально «угрожает расширению» экономики, предупреждают эксперты Банка международных расчетов (БМР). О грядущих рисках в виде уровня и бремени задолженности, которая висит на плечах суверенных государств и корпораций, не раз предупреждали представители и других финансовых институтов.
По словам главы Международного валютного фонда, в числе основных причин нестабильности мировой экономики являются торговые войны, низкие процентные ставки и огромный долг. Низкие процентные ставки приводят к быстрому притоку капитала в развивающиеся страны, которые могут испытать потрясения в случае столь же быстрого оттока. Низкие ставки также побуждают инвесторов искать более высокую доходность на развивающихся рынках. Это приводит к тому, что многие малые экономики подвергаются внезапному изменению потоков капитала.
На фоне огромных заимствований развитых стран внешний долг Казахстана до определенного времени не представлял серьезной угрозы для страны, несмотря на устойчивую тенденцию роста. Однако, по мере стремительного роста, стали появляться проблемы с погашением и обслуживанием внешнего долга. Так, объем долга в 2006 году увеличился сразу более чем на 30 млрд. долларов. Отношение долга к ВВП составило более 90%, превысило отметку 80%, которую перешагивать нежелательно.
Как известно, последствия наращивания внешнего долга в первую очередь ощутила на себе банковская система Казахстана, которая в так называемые тучные годы привлекла огромные средства с внешних рынков. А в 2009 году ряд крупных банков оказались неспособными отвечать по своим внешним обязательствам. Позже проблемы с внешними долгами возникли также у ряда крупных предприятий, которым понадобилась поддержка государства.
Несмотря на возникшие проблемы и наличие собственных средств в виде активов Национального фонда, внешний долг страны продолжал расти. В 2016 году его объем превысил 163 млрд. долларов, отношение долга к ВВП составило 119%. В следующем году размер долга достиг нового исторического максимума, превысил 167 млрд. долларов. Правда, при этом отношение внешнего долга к ВВП снизилось до 100,2%.
Процесс сокращения внешнего долга наметился пару лет назад. За 2018-2019 годы внешний долг снизился более чем на 8,6 млрд. до уровня 158,6 млрд. долларов. Позитивная динамика сокращения долга продолжилась и в начале текущего года. Согласно уточненной информации Национального банка, объем валового внешнего долга страны за первые три месяца снизился еще более чем на 3,7 млрд., составил порядка 154,8 млрд. долларов США. Можно было рассчитывать, что тенденция сокращения долга продолжится и далее, но во втором квартале статистика внешнего долга ухудшилась.
Валовой внешний долг страны во втором квартале по сравнению с предыдущим вырос без малого на 5 млрд., по состоянию на 1 июля превысил 159,8 млрд. долларов США. С учетом снижения в первом квартале прирост долга за первое полугодие сложился менее значительным на уровне около 1,25 млрд. долларов. Рост валового долга страны был обусловлен увеличением так называемой межфирменной задолженности почти на 1,83 млрд. и внешних заимствований банковского сектора - более чем на 390 млн. долларов. При этом внешний долг других секторов сократится за полугодие примерно на 970 млн. долларов.
В результате увеличения валового долга в первой половине текущего года, сокращения экспорта товаров и ожидаемого снижения объема ВВП в долларовом измерении относительные показатели долгового бремени ухудшились по сравнению с параметрами прошлого года. Отношение внешнего долга к ВВП за полгода повысилось с 87,3 до 89,6%, внешнего долга к экспорту товаров и услуг (ЭТУ) - с 240,4 до 256,4%. Отношение платежей по погашению и обслуживанию долгосрочного внешнего долга к ЭТУ выросло с 56,5% в прошлом году до 59,5% во втором квартале этого года.
Показатель внешнего долга к ВВП в 80% принято считать отметкой, которую перешагивать нежелательно. Пока страна не достигла указанного рубежа, внешний долг не несет особых рисков. Но как только сумма задолженности превышает эту планку, у государства появляются проблемы с платежным балансом, а для самих заемщиков повышается вероятность дефолта. В этих условиях повышается вероятность того, что ряд заемщиков не смогут выполнять свои обязательства по внешним долгам, как это произошло с крупными казахстанскими банками в 2009 году. Такие проблемы позже возникали у АО «КазМунайГаз», и, очевидно, также у ряда других заемщиков, обязательства которых по кредитам превышают их платежеспособность.
Что касается структуры внешних заимствований, то в последние годы она не претерпела значительных изменений. В то же время период с 2016 года характеризовался увеличением долга государства. Несмотря на это, внешний государственный долг Казахстана по сравнению со многими развитыми странами выглядит незначительным и по итогам прошлого года составлял менее 10% ВВП. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении на отчетную дату можно оценивать на уровне порядка 20% ВВП. Сюда, кроме государственного долга, относятся долги банков и организаций, в которых государство владеет более чем 50% участия в капитале или контролирует их иным способом, а также долги, обеспеченные гарантиями и поручительствами государства.
В предыдущие три года наблюдалось сокращение объема межфирменной задолженности, доля которой в общем объеме долга в прошлом году снизилась до 62,7%. Это обязательства филиалов иностранных компаний перед зарубежными материнскими компаниями, дочерними и ассоциированными предприятиями, которые в соответствии с международной практикой рассматриваются как подверженные наиболее низкому риску дефолта. В первом полугодии объем межфирменной задолженности вырос до уровня более 101,26 млрд. долларов, ее доля повысилась до 63,4%. Следует отметить, что наиболее значительно за последние годы сократился долг банковского сектора. Доля долга банков в отчетном периоде составила менее 4%, в то время как более 10 лет назад была на уровне около 50%.
Власти успокаивают себя тем, что в структуре внешнего долга высока доля межфирменной задолженности, подверженной низкому риску дефолта. Однако нельзя забывать о том, что ресурсы с внешних рынков привлекаются по более высокой стоимости по сравнению с развитыми странами. С учетом этого обстоятельства обслуживание внешнего долга при сопоставимых объемах обходится для Казахстана намного дороже, чем развитым странам. Кроме того, в последние годы резко выросли объемы внутреннего долга правительства, связанные с необходимостью финансирования дефицита бюджета. Объем внутреннего долга на отчетную дату превысил 8,2 трлн. тенге, соответственно, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, повышается нагрузка на бюджет.
Поэтому вне зависимости от структуры долга расходы по обслуживанию и погашению внешнего долга, которые уже длительное время измеряются десятками миллиардов долларов в год, стали серьезным бременем для заемщиков и экономики страны. Эти платежи в 2008 - 2009 году составили порядка 34 и 39 млрд. долларов. В 2010 году платежи снизились до 25,4 млрд. долларов. Снижение было обусловлено приостановлением выплат по внешним долгам отдельными банками и реструктуризацией их финансовой задолженности. По мере роста долга и повышения ставок выплаты по погашению и обслуживанию долга вновь пошли вверх. В 2018 году их размер достиг исторического максимума, превысил 50,7 млрд. долларов (!). В первом полугодии этого года платежи составили порядка 14,3 млрд. доллара, снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время на погашение и обслуживание внешнего долга расходуются суммы, сопоставимые с доходами от экспорта нефти.
Негативное воздействие на компании с высоким уровнем долга в иностранной валюте оказывает и девальвация тенге, чему, кстати, способствует и отток валюты по обслуживанию долга. Казахстанская валюта в последние 3-4 года потеряла почти половину своей стоимости по отношению к доллару после того, как регулятор отказался от контроля обменного курса, позволив тенге свободно плавать в попытке повысить конкурентоспособность отечественной экономики. В результате девальвации тенге, судя по информации международных финансовых организаций, проблемы с погашением долга возникли у ряда крупных казахстанских компаний, которые находятся в государственной собственности.
Сложно судить, как сложится статистика долга страны в текущем году. Возможно, процесс сокращения и улучшения относительных показателей внешнего долга во втором полугодии возобновится. Тем не менее, отношение долга к ВВП останется, как минимум в этом году, существенно выше отметки 80%, поскольку объем экономики в долларовом измерении, по прогнозам правительства, снизится до уровня 158,4 млрд. долларов. Но проблема внешнего долга определяется не только его размерами, но и условиями его обслуживания, говоря по-другому - его тяжестью для национальной экономики. Поэтому в условиях роста внутреннего долга правительства в ближайшие годы не стоит ожидать снижения уровня долгового бремени, даже несмотря на возможное сокращение внешнего долга.
Наращивать внешний долг следовало крайне осторожно, всегда имея в виду возможные резкие изменения мировой экономической конъюнктуры. В условиях растущей экономики высокий объем внешних обязательств не представлял для страны серьезной угрозы. Особенно с учетом структуры долга и наличия подушки безопасности в виде активов Национального фонда. Однако внешние и внутренние условия в текущем году резко ухудшились. Снижение мировых цен и спроса на наши товары, сокращение стоимостных объемов экспорта, падение экономики наряду с другими факторами негативно отражаются на платежеспособности заемщиков и страны в целом. Поэтому в случае продолжительного влияния этих факторов на отечественную экономику у заемщиков могут вновь возникнуть проблемы по обслуживанию долга.