Грядет новый мировой беспорядок | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Грядет новый мировой беспорядок

05.06.2023 10:58:09
№: 21 (1517)

Первым этапом реформирования СБ ООН должно стать исключение права владения голоса ВЕТО его постоянными членами. Именно этот голос предоставляет им право в их политических интересах автоматически устранять и исключать рассмотрение острых вопросов в странах мира. Именно ВЕТО постоянных членов СБ ООН не позволяет сегодня рассмотрение вопроса прекращения войны в Украине согласно Устава ООН

Старый формат международных отношений никого более не устраивает. А что предложить взамен, никто до сих пор не понимает

Юрий Сигов, Вашингтон

То, что все вокруг нас стремительно меняется - и пока непонятно, в лучшую ли сторону, никто уже не оспаривает. Рушится на глазах система даже минимально предсказуемых взаимоотношений между государствами, не пойми теперь кто – и кому выгодный партнер или враг лютый. Политики еще вчера казавшиеся вполне вменяемыми и адекватными, в одночасье таковыми быть перестают. А уж число разного рода санкций, ограничений, препон нормальной жизни человека в нынешнем мире нынче создается столько, сколько не было за всю предыдущую историю существования человечества.

В этой обстановке какие-то страны довольно быстро адаптировались ко всей этой «определенной неопределенности», какие-то «ушли в себя» и стали развивать дома все то, на что еще вчера вообще не обращали внимания. А есть и такие государства, для которых то, что есть сегодня – то и должно быть всегда. Потому как иначе все эти радикальные изменения всего абсолютно решительно и бесповоротно покончат с их руководством всем, что только можно сегодня представить – особенно в сфере международных дел.

Затронули (пока все еще косвенно) происходящие перемены и все ныне существующие международные организации. В каких-то, тем не менее, все остается практически по-старому. Куда-то по какой-то странной причине рвутся десятки желающих на вступление. А какие-то все громче – причем это очень даже влиятельные страны – предлагается либо полностью распустить за полнейшей ненадобностью, либо переформатировать их так, чтобы кардинально переписать их уставы и положения, не соответствующие складывающемуся в мире положению дел.

Скорее всего, все то, что было создано прежде всего странами- победителями во Второй мировой войне в 1945 году будет еще какое-то время на «международном плаву». Но то, что международная архитектура во всех ее измерениях больше не может строиться на пережитках и наследии довольно далекого прошлого, наверное, никем уже больше оспариваться не будет.

Все вокруг устарело, не функционально, и не соответствует чаяниям народов. А нужно ли, чтобы все подобное вообще существовало?

Так уж устроен человек, что как только дело доходит до каких-нибудь радикальных реформ и «перестроек», так все, что было ранее идеально полностью сломать. А на развалинах-руинах уже попытаться соорудить нечто оригинально новое. В то же время вся та же человеческая натура стремится всегда и везде максимально откладывать какие-либо перемены. Потому как неизвестно, а будет ли при чем-то новом и неведомом ранее лучше? Или потом замучаешься ностальгией, как только выяснится, что раньше, оказывается, был просто рай, а теперь - не пойми, что, и зачем.

Вот и сейчас в мире доминируют две основные позиции стран, согласно которым все, что есть на нашей планете нынче – да и пусть также дальше будет. Ломать, реформировать, чего-то там подправлять – только себе и другим морока. Но поскольку все предлагается в принципе не менять, то власть над теми ведущими международными организациями останется по-прежнему в руках коллективного Запада. А всякие игры в демократию и «большую представительность» в них иных государств можно при умелых руках и дежурных улыбках вести до бесконечности.
Другие же уверены, что так, как сейчас, больше продолжаться и не может, и не должно. Мировая власть давно уже перекочевала по самым разным адресам.

А если по-прежнему молиться на одни и те же «процветающие демократические идеалы», то кончится это все вообще полным коллапсом международного порядка, существующего с 1945 года. Соответственно они выступают за кардиальные перемены во всем, в том числе – и в перераспределении власти в мире в пользу тех, у кого она потенциально и должна быть.
Именно поэтому, скорее всего, все те международные с виду, но исключительно коллективным Западом управляемые структуры не будут никому нужны, если окружающий нас мир станет в конечном итоге многополярным. Однако до этого, грубо говоря, надо еще дожить. Затем надо еще, чтобы на подобный расклад согласились те государства Запада, которые сегодня формально и правят всем остальным миром. Да и страны, которые с этим порядком вовсе не согласны (не важно, по каким конкретным причинам) имели достаточно сил и средств, чтобы к такому миропорядку нашу планету привести.

Пока же ясно очевидное. Не может в том формате, как сейчас, существовать полностью себя во всем дискредитировавшая псевдомедицинская контора под названием Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сама себя хоронит полностью подчиненная политике анти-спортивная лавочка под названием МОК (Международный Олимпийский Комитет). Вряд ли нынешний год переживет и погрязший в высокой политике Международный уголовный суд (МУС). Да и существование в нынешней ее форме Организации Объединенных Наций ничего на перспективу не светит – и, скорее всего, годы ее существования сочтены.

Я уже писал о том, что несколько недель назад президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил о том, что считает необходимым выйти из-под юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). Произошло это после того, как этот самый МУС выдал ордер на арест президента России. А поскольку в конце августа именно в ЮАР состоится саммит БРИКС с участием глав государств, то участие президента РФ по причине запроса об экстрадиции МУС может поставить все мероприятие под угрозу.

Также выяснилось, что президент в ЮАР – далеко не последняя инстанция по такому щекотливому вопросу, как выход из-под юрисдикции МУС. И против этого еще надо заручиться поддержкой парламента, что сделать президенту очень непросто. А ведь есть еще одно «чудо» в составе БРИКС - Бразилия, которая также признает правомочность МУС, намерена провести саммит Латинская Америка-Украина, а сам ее нынешний президент Лула да Силва «не досидел» в тюрьме срок в семь с половиной лет, потому как был избран главой государства.

И тут вот какая дилемма наблюдается. Всякие там народы, история, ветераны-политики могут хоть сто раз быть за тебя и твою страну. А международные структуры, созданные и управляемые твоими противниками, действуют совместно и цинично. Нынешняя же Россия, к примеру, разогнала всех своих бывших союзников (одно предательское отношение к КНДР и Кубе чего стоило при прежнем российском руководстве). А защищаться в той же ООН или ВОЗ от вражеских нападок ей приходится исключительно собственными силами при поддержке максимум 5-7 стран.

В этой ситуации с одной стороны сама идея некоего единого международного правосудия уже сама по себе теперь дискредитирована надолго. Но надо также понимать, что эта лавочка никуда сама по себе не исчезнет, и на обозримую перспективу никто ее ликвидировать не намерен. К тому же идея справедливого (по возможности) международного правосудия реально в мире все же востребована. Однако при одном хозяине всей этой справедливости ее соблюдать точно никто не будет. А если кто против этого поперек слово скажет, то у настоящих руководителей этой или других подобных структур есть в запасе санкции, запреты и прочее, ныне хорошо и повсеместно известное.

   Можно, конечно, обратить внимание на ряд китайских и российских экспертов, считающих, что МУС – это декоративный, ни на что не влияющий пережиток прошлого. Но ведь точно такой же «пустой по сути» является и ООН. И целый ряд ее подразделений. На них можно давно уже «забить» всем тем, кто хотел бы создать вместо всего этого что-то реально представляющее их, а не чьи-то посторонние интересы. Однако тогда надо кардинально «забивать» и на весь коллективный Запад. А он экономически и военным путем на деле правит большей частью мира. Тогда как с этим быть?

Конструктивные предложения вместо глухого недовольства

Разумеется, некоторые страны будут либо громко выходить из подобных международных организаций (если им будет их деятельность реально чем-то угрожать), либо их игнорировать, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Но важен здесь сам прецедент. Наверное, никто из руководителей государств Африки, Латинской Америки и Азии (кроме оккупированных армией США Японии и Южной Кореи) не возьмет на себя ответственность за арест российского президента, если он куда-то в эти вдруг страны прилетит с визитом.

Между тем здесь совершенно очевиден и другой факт. Все международные структуры (а не только МУС) функционируют в том режиме, как сейчас только пока на их управление существует монополия коллективного Запада. То, что суть их деятельности вне зависимости от того, за что они конкретно отвечают - чистая политика. Невероятная наивность определенной части что китайских, что российских экспертов состоит в том, что якобы каким-то образом можно добиться деполитизации этих структур. Но нет – не получится никак, и ни при каких обстоятельствах. Иначе пропадет сама суть их создания.

А с учетом того, что созданы-то они именно ведущими Западными странами, приоритетно политический контроль (а к нему уже можно будет спокойно прикрепить и все остальное – экономику, здравоохранение, образование, культуру, спорт и все остальное) является важнейшим элементом их пусть даже и не всегда эффективного функционирования. И никто именно подобным контролем поступаться из ведущих западных стран в этом плане никогда не согласится.

Тем более, когда этот контроль позволяет им жить и дальше припеваючи, а всем остальным быть в лучшем случае «на подтанцовке», а в худшем - объявить их изгоями (как Кубу или КНДР), и отовсюду гнать и гнобить.

Но в таком случае вот что получается. Все только свое недовольство высказывают. Посыл здесь один и тот же: вся система, сформировавшаяся после окончания Второй мировой войны вроде бы безнадежно устарела. Ее надо менять, допускать до управления миром разного рода новых гигантов и поднявшихся с колен влиятельных игроков – что в политике, что в экономике и финансах. Однако дальше пустых разговоров дело пока не движется. Потому как исключительно новые, без влияния и вмешательства Запада структуры пока создаются (если создаются) лишь на бумаге да на саммитах-обнималках. А в тех организациях, что уже существуют, все время речь идет о каком-то мифическом реформировании.

Помню, как в Вашингтоне на заседаниях совета директоров Всемирного Банка шла речь о том, чтобы тому же Китаю дать возможность иметь вместо 3 процентов акций целых 5. А в кулуарах я спросил исполнительного директора от КНР, какая для них разница будет, если три или пять процентов акций Пекин получит? Ведь 23 процента акций ВБ принадлежат США, 19 – Евросоюзу, плюс 11 – Японии. Что, и как там сможет решить Китай, если все решать за него будут те, кто создал и управляет этой международной конторой?

Новые международные структуры пока ни на что не годны с точки зрения реального управления миром

Совсем недавно в преддверие саммита «большой двадцатки», который в этом году пройдет в Индии, ее министр иностранных дел чуть ли не потребовал включить Дели в число постоянных членов Совбеза ООН. Тут же Генсек ООН Гутьереш, который ничего сам не решает и реальной властью обладает только над парой десятков своих непосредственных подчиненных, посетовал на то, что возглавляемая им контора не в состоянии ни прекратить по сути дела войну между РФ и Украиной, ни разрешить конфликт в Судане, ни помирить враждующие группировки и армию в Демократической Республике Конго (бывшем Заире).

Если учесть, что такие страны Африки, как Мали и Буркина-Фасо потребовали от ООН убрать со своей территории так называемых ее миротворцев, и заменить их контингентами частных военных компаний по типу российского «Вагнера» и китайских формирований, то налицо полное недоверие ко всем ныне существующим международным структурам, чем бы они на деле или без дела не занимались.

Та же торговля между крупнейшими странами мира не за доллары, а за национальные валюты полностью обнуляет смысл существования тех же Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда. А призывы той самой, до сих пор проклинаемой за бессилие во время пандемии ковида ВОЗ обратить внимание мировой общественности на якобы распространение эпидемии кори вообще больше никого не волнует. «Опять наварят миллиарды крупнейшие транснациональные фармацевтические компании – а людей опять оденут в маски и поколют всеми существующими на свете вакцинами» - предупреждают те же американские газеты.

И здесь вновь на повестке дня не только критика (вполне справедливая) всех существующих нынче международных организаций, но и реальные возможности их на что-то функциональное заменить. Из вроде как подходящих «кандидатов» на замену – БРИКС (или как эта структура может называться, если к ней присоединятся все те, кто подобного желает на данном этапе), ШОС (та же история – только она не касается Латинской Америки и Австралии с Тихим океаном) или Евразийский союз (это больше по части объединения бывших советских республик).

Вот только для таких действий придется полностью переформатировать эти организации, и прежде всего добиваться политического консенсуса, то есть единой позиции правителей этих стран по ключевым вопросам нынешнего миропорядка. А поскольку как раз политические интересы у них у всех полностью различны, то добиться каких-то единых действий что в экономике, что в финансах им будет практически невозможно.

Разумеется, декларативно можно объявлять о чем угодно, собирать очередные саммиты, принимать куда угодно то новых членов, то кандидатов в новые члены – толку от всей этой имиджевой суеты будет всего ничего. Вот сейчас Россия наладила поставки гигантских объемов нефти в Индию, которая раньше шла в Европу. А в оплату она получает индийские рупии, а не евро. И что? Внешняя торговля между двумя странами так устроена, что Россия продает в Индию в десять раз больше, чем покупает. В итоге наполучав кучу индийских рупий, российские компании теперь не знают на что, и где их потратить.

Получше ситуация пока складывается с переводом взаимной торговли с китайским юанем. Но в той же Бразилии больше половины внешних инвестиций – китайские, а торговля идет с Европой и США, где китайская валюта никому не нужна. А посмотрите на ту же Аргентину, Египет, Шри Ланку, Тунис, Алжир, которые якобы просто рвутся в состав БРИКС. Их валюты никому, кроме них, не нужны, а заработать они от экспорта своего сырья (прежде всего) хотели бы либо в долларах США, либо в евро.

Реформирование того же Совета безопасности ООН также маловероятно. Пять стран имеют право вето, и не поступятся им ни за какие обещания и просьбы, от кого бы те не исходили. И самое главное: этот самый постоянный совет безопасности ООН сформирован был по результатам Второй мировой войны на правах «стран победительниц» (кроме Франции, которая никого, и ни в чем во Второй мировой не побеждала). Но каким образом тогда формировать новые структуры ООН, если в этом вообще будет какая-то необходимость?

Скорее всего, разговор об этом можно будет вести только по окончанию украинско- российского военного конфликта - не раньше. Да и то в зависимости от того, кто там – и в каком формате окажется победителем (на мой взгляд, победителя в таких конфликтах вообще не бывает, проиграют все, кто в нем участвует). Потому как именно победители диктуют всем остальным, что и как в окружающем нас мире делать, кому на будущее подчиняться, и на каких условиях. В противном же случае все останется по-старому, а значит - все так же нестабильно, непредсказуемо и неопределенно.
     


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...