Рубль подорожал, инфляция осталась на высоком уровне
Минувший месяц оказался благоприятным с точки зрения ценовой конъюнктуры на углеводороды. Однако это не отразилось адекватно на стоимости тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Биржевой курс доллара в октябре держался на уровне отметки августа-сентября, а стоимость рубля на внутреннем рынке заметно повысилась. На этом фоне в октябре продолжился рост цен на потребительские товары и услуги.
Торможение роста мировых цен на нефть, наблюдаемое в июле и августе, сменилось в сентябре восстановлением повышательной динамики. Стоимость барреля нефти на Лондонской товарной бирже в сентябре выросла более чем на 10%, составила в конце месяца порядка 78 долларов за баррель. В октябре рост цен на рынке нефти продолжился. Нефть марки Brent 1 октября торговалась в районе 78-79 доллара, а уже на следующий день котировки нефти превысили психологически важную отметку в 80 доллара за баррель.
Движение вверх продолжилось в последующие дни. В середине октября цены протестировали отметку в 85, а затем и 86 доллара за баррель. Достигнув трехлетнего максимума котировки эталонной марки нефти скорректировались немного вниз, но затем восстановились до уровня 86 доллара и даже несколько выше. В последнюю неделю октября торги нефтью эталонной марки открылись в указанном районе. Однако по состоянию на 28 октября котировки снизились до уровня 82 доллара, а в последний рабочий день месяца цены вышли в район 84-83 доллара за баррель. Рост, по мнению экспертов, был обусловлен тем, что предложение на рынке нефти было ограниченным, а спрос повысился на фоне постпандемийного восстановления. Дополнительную поддержку ценам оказывали беспокойства по поводу дефицита газа и угля в Китае, Индии и Европе, что приводит к переходу на нефтяное топливо при генерации электроэнергии.
О том насколько улучшилась ценовая конъюнктура на углеводороды, можно судить по динамике мировых цен на нефть. Так, в минувшем месяце они сложились более чем в два раза выше, чем в октябре прошлого года. На высоком уровне складывается и средний показатель за истекший период текущего года. В среднем за 10 месяцев стоимость эталонной марки складывается в районе 70 долларов. Для сравнения, в среднем за прошлый год цены на нефть составили порядка 43 долларов за баррель. Отметим, что в конце прошлого и начале этого года правительство рассчитывало на котировки в 35 доллара, а затем пересмотрело прогноз в сторону повышения до 60 доллара за баррель.
Улучшение ценовой конъюнктуры, увеличение притока экспортной выручки позволяло рассчитывать на усиление позиции тенге по отношению к основной мировой валюте. Менее чем на 1% укреплялся тенге к доллару только в феврале текущего года, после чего начал слабеть, несмотря на рост нефтяных котировок. В июле тенге удалось вернуть часть понесенных потерь, в августе и сентябре средневзвешенный биржевой курс американской валюты на внутреннем валютном рынке стабилизировался в районе несколько выше 425 тенге за 1 доллар.
Несмотря на рост котировок нефти выше 80 доллара за баррель, средневзвешенный биржевой курс основной пары на протяжении большей части октября также оставался в коридоре 425-426 тенге за доллар, отклоняясь вверх и вниз менее чем на 1 тенге. Тенге не реагировал на рост мировых цен на нефть, но как только в последние дни месяца произошло снижение нефтяных котировок, курс тенге пошел вниз. Биржевой курс доллара 28 числа повышался до 427,59 тенге, а на вечерних торгах в последний рабочий день месяца составил 427,15 тенге за доллар. Скорость девальвации тенге к доллару по итогам 10 месяцев повысилась почти до полутора процентов (на 1,48%). Впрочем, в среднем за октябрь официальный курс пары мало изменился по сравнению с августом и сентябрем, составил 425, 64 тенге за доллар.
По иному складывалась динамика курса тенге по отношению к единой европейской валюте. Евро на протяжении большей части истекшего периода года демонстрировал тенденцию ослабления на внутреннем рынке. Официальный курс пары снизился с уровня 516,13 тенге на начало текущего года до 496,42 тенге за евро по состоянию на начало октября. В минувшем месяце стоимость евро также оставалась ниже 500 тенге, а на последний рабочий день официальный курс пары составил 493,75 тенге. Тенге по отношению к евро по итогам 10 месяцев укрепился более чем на 4,3%. Официальный курс единой валюты составил в среднем за октябрь 493,55 тенге, снизился до годового минимума. Усиление позиции тенге было обусловлено ослаблением евро к доллару США на мировых валютных рынках.
Противоположная картина наблюдалась в состязании пары рубль-тенге. В первом квартале текущего года на внутреннем рынке наблюдалось небольшое усиление тенге по отношению к российскому рублю. Затем состязание пары сменилось в пользу рубля, а в последнее время процесс усиления рубля к тенге заметно ускорился. В октябре официальный курс рубля преодолел рубеж в 5,9 тенге, а затем и 6 тенге.
Официальный курс рубля в октябре менялся в интервале 5,83 - 6,14 тенге, на последний рабочий день месяца составил 6,05 тенге против 5,65 на начало года. Темпы девальвации тенге к рублю повысились почти до 7,1%, в среднем за октябрь официальный курс рубля сложился в 5,96 тенге, вырос до годового максимума.
Заместитель председателя Национального банка г-жа Молдабекова называет ряд «объективных» причин ослабления национальной валюты по отношению к российскому рублю. Очевидно, указанные ею факторы присутствуют в формировании курса пары. Но она не говорит о том, почему при дорогой нефти происходит ускорение ослабления курса тенге к рублю. Происходит это не только под влиянием «объективных» и внешних причин. Дело в том, что рубль на российском валютном рынке по итогам 10 месяцев укрепился по отношению к доллару США более чем на 3 рубля (или примерно на 20 тенге), а национальная валюта на внутреннем рынке девальвировала к доллару США на полтора процента или более чем на 6 тенге.
Длительное время ключевым фактором инфляции в Казахстане оставался обменный курс национальной валюты. Девальвация тенге оказывала давление на динамику потребительских цен. Негативное влияние этого фактора сохраняется, но в настоящее время к этому добавилось множество других причин, подталкивающих цены вверх. Согласно данным официальной статистики, темпы прироста цен на потребительские товары и услуги в октябре составили 0,7% против 0,6% в аналогичном месяце прошлого года и 0,4% - в сентябре этого года. Рост цен на продовольственные товары за месяц оценивается на уровне 0,7%, на непродовольственные товары - 1,0%, цен и тарифов на платные услуги населению – 0,5%.
В результате накопленный уровень инфляции за 10 месяцев составил 7% против 5,5% в январе-октябре 2020 года. Ускорение роста цен на потребительские товары отразилось на показателе инфляция в годовом выражении, значение которой повысилось в сентябре и октябре до 8,9% против 7,5% в декабре прошлого года. Основную лепту в ускорение инфляции по-прежнему вносит повышение цен на продовольственные товары, которые за последние 12 месяцев подорожали на 11,3%. При этом цены на непродовольственные товары выросли за этот период на 7,8%, цены и тарифы на платные услуги населению - на 6,9%.
Действия властей по сдерживанию инфляции имеют весьма ограниченный эффект, динамика роста цен остается неутешительной. Поэтому прогноз по инфляции пересматривался уже несколько раз. В августе глава Нацбанка говорил о коридоре 6-7% в текущем году, при этом заявлял, что оценка инфляции будет уточнена по итогам очередного прогнозного раунда в сентябре. И в пресс-релизе регулятора о повышении базовой ставки от 25 октября уже заявлено, что инфляция в текущем году формируется выше прогнозного диапазона 7,5-8,5%.
Давление на цены в ноябре-декабре традиционно будет оказывать сезонный фактор. Но можно ожидать, что в целом по году показатель роста цен останется в пределах пересмотренного в сторону повышения коридора. Во всяком случае – на бумаге. Поддержанию инфляции в годовом выражении на текущем уровне и, возможно, даже несколько ниже, может способствовать высокая база сравнения ноября-декабря прошлого года. А в случае неблагоприятного развития событий на рынке потребительских товаров статистики получат команду остановить рост цен и можно не сомневаться, что это указание будет выполнено. Тем не менее, следует отметить, что показатель инфляции заметно превысит уровень прошлого года (7,5%), значительно - обещания чиновников удержать рост цен в текущем году в коридоре 4-6%.
Улучшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары по сравнению с прошлым годом, увеличение притока экспортной выручки, восстановительный рост экономик не оказали адекватного влияния не только на динамику курса национальной валюты, но и ряд других показателей денежно-кредитной политики, финансового и денежного рынка. Так, по результатам девяти месяцев активы Нацфонда сократились на 6,3%, составили менее 55,1 млрд. против 58,7 млрд. долларов на начало текущего года. Валовые международные резервы Национального банка за сентябрь снизились на 3,5% до 35, 5 млрд. долларов. На это повлияло снижение цен на золото и сокращение средств БВУ, размещенных в Национальном банке. В результате за январь - сентябрь резервы регулятора сократились на 0,33%.
Вместе с тем улучшение ценовой конъюнктуры, восстановительный рост экономики позитивно отразились на ряде других показателей монетарной политики, которые в отчетном периоде показали положительную динамику. Сравнительно высокие темпы роста демонстрируют денежные агрегаты. По результатам 9 месяцев денежная база в широком определении расширилась на 9,3%, составила около 10,7 трлн. тенге. Денежная база в узком определении выросла на 14,3%, превысила 5,8 трлн. тенге. Денежная масса за этот период увеличилась на 15,8% до уровня около 28,9 трлн. тенге.
Объем депозитов в банковской системе за январь-сентябрь увеличился на 17,1% до уровня около 25,87 трлн. тенге. Депозиты юридических лиц составили более 13,49 трлн., физических лиц – превысили 12,37 трлн. тенге. Объем депозитов в национальной валюте превысил 16,49 трлн., в иностранной валюте – составил около 9,37 трлн. тенге. Рост ресурсной базы банков сопровождался ускорением объемов кредитования экономики, которые выросли за январь-сентябрь на 16% (более чем на 2,3 трлн. тенге), превысили 16,96 трлн. тенге.
До конца года остается немного времени и независимо от того, как изменится ситуация на рынке углеводородов в оставшиеся два месяца, можно утверждать, что ценовая конъюнктура на наш основной экспортный товар сложится намного лучше, чем в предыдущем году. Это обстоятельство окажет поддержку восстановительному росту отечественной экономики, развитию финансового рынка. В тоже время воздействие благоприятных внешних и внутренних условий на основные показатели реального и финансового сектора экономики страны останется ограниченным.