Состояние нефтепереработки в Казахстане
Сапаркали КОНУСПАЕВ, профессор кафедры физической химии, катализа и нефтехимии КазНУ им. аль-Фараби, по совместительству г.н.с ИХН им. А.Б.Бектурова, д.х.н., профессор
НЕСМОТРЯ на бурное развитие гидро- ветро- и атомной энергетики, в обозримом будущем человечество не может обойтись без нефтепродуктов. Нефтепродукты являются кровью в кровеносной системе индустриального общества. Руководство Казахстана ставит задачу превращения страны в индустриальную державу, пытаясь уйти от зависимости поставок сырья. Как перерабатывается нефть в Казахстане? Что мешает созданию производств по переработке собственного сырья в стране? Я постараюсь ответить на эти вопросы.
Нефть и газ в отличие от минерального сырья в мире перерабатываются на 100%. Побочный продукт одного процесса является сырьем для другого процесса. В Казахстане в настоящее время работают три НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Это - наследство от СССР, завод в Атырау был построен в 1945 году, в Павлодаре и Шымкенте - в 70-х годах прошлого века. Эти НПЗ работают по усеченной технологии, т.е. проводят только атмосферную дистилляцию нефти, атмосферный остаток под названием мазут подают на топку. Нет вакуумной дистилляции, только после реконструкции в Атырау ввели в действие риформинг прямогонного бензина и производство водорода. Шымкентский НПЗ передан в управление китайцам, и туда даже не пускают наших специалистов и студентов для прохождения производственной практики.
Уровень развития нефтепереработки оценивается по таким показателям, как глубина переработки нефти (отношение количества светлых фракций к массе переработанной и умноженное на 100). Так вот, если глубина переработки в ЕС составляет 100%, в России 83%, то в Казахстане – остается всего лишь на уровне 59%. У нас асфальт продолжают производить из битума, в то время как ЕС давно отказался от битума для защиты экологии. В ответ на мое письмо руководителям Казахстана, министерство энергетики РК, ссылается на увеличение производства битума в Актау до 1,5 млн т в год, как на достижение.
У нас продолжают топить города мазутом, который содержит более 3% серы. В летнее время загружают мазутохранилища. В зимнее подают его для сжигания на форсунки. Для подачи на форсунки мазут обогревают, в итоге 30% энергии уходит на подогрев мазута, в атмосферу летит сера в виде сернистого газа и целая гамма других вредных газов. Наши дороги покрывают асфальтом, полученным из битума. Евросоюз отказался от битума, дороги покрывают полимерасфальтом. В Казахстане официально приняты стандарты Евро, но ни один НПЗ в Казахстане не может производить нефтепродукты отвечающие им.
Действующие НПЗ в Казахстане давно устарели, как морально так и материально. В стране не хватает нефтепродуктов. Раньше их получали из России, теперь - из Китая.
За годы независимости не построено ни одного НПЗ, в стране не хватает дизельного топлива, чиновники вынуждены вводить квоты на его использование на время посева и жатвы. Ввиду нехватки авиационного топлива перевозчики вынуждены повышать цены, поскольку поставляемое из-за рубежа очень дорогое. Действующие НПЗ в Атырау, Павлодаре и Шымкенте работают не более чем на 70% своей мощности. В чем причина? Ответ: не дают нефть на переработку.
В итоге получается, что Казахстан находится в неоколониальной зависимости от транснациональных фирм, как Шеврон, Шелл и другие. Более 40% углеводородных недр проданы Китаю. В стране действуют кабальные контракты, подписанные в 90-х годах, в ущерб национальным интересам Казахстана. Раньше нефтепродукты завозили из России, теперь из Китая, куда проложен нефтепровод. Электроэнергию Алматы получает из Кыргызстана, а сам город задыхается в пробках. Если в пригороды Алматы (Каскелен, Талгар, Иссык, Конаев) пустить электрички, то пробки бы значительно уменьшились. Даже развитие сети метро сдерживает в том числе и дефицит электричества. Может времена изменились и пора пересмотреть эти контракты? Государственная компания «КазМунайГаз» не проявляет никакой инициативы, решая лишь повседневные задачи. На эту тему я провел много научных семинаров в КазНУ им. аль-Фараби и ИХН им. А.Б.Бектурова.
Необходимо создать новые НПЗ в каждом мегаполисе Казахстана, как Алматы, Астана, Шымкент и Караганда, а действующие НПЗ закрыть, как морально устаревшие, не отвечающие требованию времени. В каждом мегаполисе можно было бы построить по безопасной технологии АЭС, потому что ядерное топливо добывается у нас и продается за рубеж.
Я готов выступать на эту тему перед любой аудиторией, консультировать специалистов, которые будут заняты проектированием и строительством новых НПЗ. Проектирование и строительство должно быть осуществлено с учетом новых достижений мира по нефтепереработке, цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Наш южный сосед Узбекистан построил уже три новых НПЗ, четвертый находится на стадии пуска, хотя у них своей нефти нет. Государство должно ставить стратегические задачи развития Казахстана. Самой приоритетной задачей является энергетика. Без доступа к дешевой энергии нет развития. Надо смотреть вперед и равняться на самые передовые достижения.
Приведу пример. При объединении ГДР и ФРГ на территории ГДР в городе Лейна работал комбинат имени Вальтера Ульбрихта, который выпускал химическую продукцию для стран СЭВ. Немцы полностью снесли этот комбинат и на его месте построили другой комбинат по переработке нефти и газа. В проект были заложены лучшие достижения в этой области на 1997 год. Из бывшего СССР купили две технологии, одна из них цеоформинг, разработка К.Г. Ионе в Институте катализа им. Г.К.Борескова СО РАН. Процесс риформинга бензина проводили на цеолитном катализаторе, отказавшись от платина-рениевого катализатора. При цеоформинге образуются до 30% газов, промышленность ФРГ подстроилась под это и стала выпускать автомобили на газе. В результате на улицах Алматы ездят зеленые автобусы на газе. Эту технологию переняла Польша, затем Россия.
Все углеводородное сырье перерабатывается на 100%, оборотное водоснабжение, на территории 4 пруда для оборота воды, чистые настолько, что там разводится рыба, которой питаются жители близлежащих регионов. Ни сливов и ни выхлопов в атмосферу, кроме углекислого газа. Я был на фирме «Лурги», которая проектировала комбинат, мне как иностранцу показали только макет комбината.
Для превращения Казахстана в индустриальную державу необходимо перерабатывать нефть и газ, пересмотреть контракты с транснациональными фирмами, заключенные в 90-х годах в ущерб национальным интересам. За рубеж продавать не сырую нефть и газ, а переработанные нефтепродукты, как бензин, дизель, керосин, сжиженный газ. В стране надо создать производство всех материалов из углеводородного сырья.
Перед исследователями государство должно поставить задачу комплексной переработки углеводородного сырья. Индустриальные страны ушли далеко вперед. Все тяжелые отходы переработки, как гудрон, состоящие из асфальтенов и смол, подвергать водяной конверсии с образованием синтез-газа и далее получать метанол. В Германии основным химическим сырьем является метанол, его не перевозят, а подают по трубам, как воду, и называют такие коммуникации метанолопроводом.
Основным рычагом комплексной переработки углеводородного сырья являются катализаторы и наука катализ. Для создания новых катализаторов в Казахстане с избытком имеется минеральное сырье в виде различных глин, природных цеолитов и других минералов, а также практически все металлы периодической системы. Для выполнения этих задач на факультете химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби необходимо вновь восстановить, как отдельную, кафедру катализа и нефтехимии.