Игры с временем
или Справедливость через «форточку»
Как она ни пыталась, она не могла найти тут ни тени смысла, хотя все слова были ей совершенно понятны.
Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ Кабмин в очередной раз выступил в защиту своего решения о переходе страны на единый часовой пояс. Из хорошего – на это не стали тратить дополнительно 60 миллионов тенге на трехлетние исследования, а ограничились кратким «мониторингом». На этом, правда, хорошее заканчивается. Чиновники с упорством, достойным лучшего применения (как вариант – в деле выхода из ЕврАзЭС), стоят на своем, говоря, что перемена времени никак негативно не повлияла на население восточных регионов страны. При этом, они же все же позволяют уже всему Восточному Казахстану перейти на другое рабочее расписание, которое возвращает его жителей на старый часовой пояс. Этим они, фактически, молча признают, что жителям целой области страны лучше жить по старому времени, отказываясь произносить это вслух. В итоге, совершенно непонятно, зачем играть в эти странные игры с временем, если даже для самих властей очевидно, что единый часовой пояс стране не подходит? Это вынуждает общественность и журналистов искать ответы на вопрос: кому же все это может быть выгодно?
Итак, в начале неделе на заседании правительства были озвучены результаты исследований влияния перехода на единый часовой пояс на казахстанцев. Как потом сказал министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, в Кабмине отказались от проведения дорогостоящих трехлетних исследований, и провели краткий мониторинг за счет научных институтов и неких экспертов. «Мы планировали, заявка была от министерства здравоохранения, где-то 161 млн тенге. В итоге, когда мы конкурс объявили, пересмотрели, там что-то около 60 млн тенге [получилась цена стоимости исследований]. В итоге мы решили этот конкурс не проводить, деньги в итоге не потрачены с бюджета, - отметил он. - Мониторинг, который по шести направлениям проводился, и который министр торговли сегодня на заседании правительства объявил, это было сделано за счет средств научных институтов, экспертов министерств - были вовлечены министерство энергетики, министерство здравоохранения, наше министерство, акиматы, министерство труда, еще несколько профильных министерств».
«Три года, я думаю, никто, наверное, не ждал бы исследования. Это такой слишком длинный цикл. Поэтому, когда мы совещались с нашими коллегами из разных министерств, было предложено: давайте все данные соберем. Все данные-то, в принципе, у нас в доступе. Реальные данные - клинические данные с Минздрава, данные министерства энергетики, акиматов по энергопотреблению, данные министерства промышленности по энергопотреблению предприятий. Зачем нам три года проводить какие-то отдельные вещи? Мы вот все эти данные собрали, сидела группа специальная межведомственная, все проанализировала. Короткую выжимку сегодня министр торговли озвучил на заседании правительства. Поэтому, в принципе, там и принято было решение, что бессмысленно три года ждать и еще тратить на это отдельные деньги», - пояснил он. О том, почему в принципе такое решение было принято ДО каких-либо исследований или мониторинга, руководитель министерства высшего образования и науки говорить не стал.
Но вернемся к результатам междусобойчи… ой, мониторинга экспертов межведомственной группы. Их огласил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. Он заявил, что был проведен мониторинг практического влияния перехода на единый часовой пояс на здоровье населения, энергопотребление и производительность труда и результаты доказывают правоту правительства. «Для исследований привлекли экспертное сообщество, научно-исследовательские институты в области медицины, нейронауки, биофизики, генетики, астрофизики, физиологии, депутатов маслихатов всех уровней и заинтересованные лица», - сообщил Шаккалиев. Правда, в соцсетях остались заинтересованные лица, которых, оказывается, никто не привлек к исследованиям. Возможно, потому что они могли бы прийти к совсем иным результатам, чем были нужны для оглашения на заседании Кабмина.
Шаккалиев же продолжил, объяснив, как именно работал механизм мониторинга. «В ходе работ применялся комплексный подход, включающий изучение данных, результаты опросов и сравнение показателей до и после перехода на единый часовой пояс. Методология проведения исследований охватывает более 40 метрик и показателей по оценке воздействия введения единого часового пояса на здоровье населения, энергопотребление, трудовую эффективность, успеваемость учащихся, уровень ДТП, преступности и другие аспекты», - сообщил он.
«По линии здравоохранения были охвачены различные возрастные группы, а также городское и сельское населения, расчет на 100 тыс. человек. По энергопотреблению проведено сравнение статистики потребления электрической энергии, включая пиковые нагрузки и сопоставление потребления электроэнергии по стране. По трудовой деятельности охвачены объем выполненной работы, случаи опозданий и прогулов, количество травм и нарушения дисциплины. Результаты показывают отсутствие негативного воздействия перехода на единый часовой пояс на ключевые показатели жизнедеятельности населения», - резюмировал глава Минторговли.
Премьер Бектенов, как человек с опытом силовика, твердо поддержал подчиненного. «Как вы знаете, глава государства поручил правительству и парламенту конструктивно рассмотреть данный вопрос и совместно принять взвешенное решение. Как отмечено в докладе министра, мониторинг показал отсутствие негативных эффектов от принятого решения о введении единого часового пояса», - добавил он.
Из необъяснимого: там же, на заседании правительства, тот же самый Шаккалиев разъяснил условия того, что он назвал «оптимизацией рабочего времени путем корректировки рабочих графиков» для создания «более комфортных условий для граждан, а также улучшение баланса между профессиональной и личной жизнью». «В ходе обсуждения в регионах депутаты маслихатов поддержали инициативу по оптимизации рабочего времени путем корректировки рабочих графиков. На сегодняшний день в ряде районов ВКО успешно проведена корректировка рабочего графика с 08:00 до 17:30, которая получила положительную оценку со стороны жителей, - отметил Шаккалиев. - При необходимости указанный опыт будет применяться в других регионах местными исполнительными органами».
Еще раз, только медленно: никаких негативных последствий от перевода времени нет, но, чтобы людям было удобно, в правительстве готовы разрешить им поменять свой рабочий график так, чтобы они жили по своему старому часовому поясу. В итоге, смысл от перехода на единый часовой пояс просто теряется, если люди де-факто перекочевывают обратно на свое старое рабочее расписание. И речь не идет об исключениях, вчера о переходе на «свое время» заявили уже все 11 районов (!) Восточно-Казахстанской области.
То есть сотрудники госучреждений, предприятий и социальных служб будут приходить на работу не в 9:00, а в 08:00. Рабочий день у них будет длиться до 17:30 с перерывом на обед с 12:00 до 13:30. При этом образовательные учреждения, детские сады и медицинские организации успели перейти на этот график еще раньше. Как пояснили в акимате Шемонаихинского района, «основной целью введения нового рабочего времени является оптимизация процессов и улучшение взаимодействия между районами», а внедрение таких «изменений также связано с природными особенностями региона: ранними рассветами и закатами». То есть это не правительство сделало рассветы и закаты более ранними, а такие у ВКО «природные особенности». Будет смешно, если вскоре выясниться, что такие же «природные особенности» обнаружатся везде, где раньше был другой часовой пояс, и они тоже перейдут на свое старое время, просто не признаваясь в этом. Отказать им будет социально недальновидно, потому что если одним разрешили, то остальным тоже придется.
И останемся мы в стране с единым часовым поясом и двумя рабочими графиками. Чем это отличается от страны с двумя часовыми поясами? Ничем. Зачем же тогда правительство все это сделало? Нет ответа. И тут действительно поверишь тому, что пишут в соцсетях – что на единый часовой пояс мы перешли, чтобы помочь поддержать бюджет соседа, у которого, по идее, должны были начать закупать больше электроэнергии. Правда, по этой логике надо признать, что тогда наши чиновники проявили себя лучшим образом: поддавшись политическому давлению соседа, они все же нашли для народа «форточки», чтобы в итоге ничего не поменялось. С этими мыслями всем процитированным выше чиновникам даже хочется немножко аплодировать. Умеют ведь играть по-Станиславскому, что веришь им! Впрочем, если бочку меда одна ложка дегтя испортить может, то одна ложка меда не может «исправить» бочку дегтя. С временем нам они, может, и оставили «форточку», но сколько других невыгодных, но «продавленных» соседями решений было принято без общественного резонанса?