Слушающее государство | Деловая неделя
4 августа 2021 | выходит по пятницам | c 1992 года

Слушающее государство

Или Кто подслушивает президента Токаева?

22.07.2021 20:04:29
№: 28(1431)

Сегодня идёт разговор о том, насколько мы можем доверять технологии, которая окружает нас, и правительству, которое регулирует её использование. Вместе мы можем найти лучший баланс, положить конец массовой слежке и напомнить правительству о том, что если оно действительно хочет знать, что мы чувствуем — всегда дешевле спросить, чем шпионить.

 Эдвард Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ 

Очередной скандал с израильским шпионским софтом для слежки за смартфонами, начавшийся после того, как журналисты и правозащитники ряда стран, объединённые в OCCRP, обнаружили список телефонов заражённых им, неожиданно затронул и Казахстан. Но если первоначально говорилось о том, что это правительства используют шпионские способы, чтобы следить за журналистами, правозащитниками и политическими оппонентами, как это было в случае с гибелью саудовского журналиста Хашогги, то в нашем случае оказалось, что под колпаком у Pegasus (так называется эта программа) находятся не только оппоненты власти, но и, возможно, действующие премьер-министр и президент Казахстана (!). Естественно, всплывает вопрос: а кто вообще может прослушивать руководство нашей страны? И что теперь с этим будут делать наши компетентные органы? Самое скандальное тут то, что производители софта, израильская компания NSO GROUP, утверждает, что «продает технологии лишь правоохранительным и разведывательным службам благонадежных властей с единственной целью - для предотвращения преступлений и терактов ради спасения жизней». Если нынешнее руководство страны тотально «под колпаком», то это опять возвращает нас к вопросу о том, кто же принимает решения в нашей стране?

Итак, что мы знаем на данный момент? Некоторое время назад некоммерческая организация Forbidden Stories и крупнейшая международная правозащитная организация Amnesty International получили доступ к списку из более 50 тысяч телефонных номеров, который клиенты израильской компании NSO GROUP выбрали для потенциального наблюдения. Для этого израильтяне используют программное обеспечение под названием Pegasus, которое предоставляется правительствам и спецслужбам разных стран мира с 2016 года. Расследованием этой утечки занялись 17 западных изданий, объединенные под эгидой Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), в числе участников расследования такие ведущие газеты мира, как американская Washington Post, британская Guardian и французская Le Monde. Авторы расследования подчеркивают, что доподлинно неизвестно, за какими именно номерами из списка, полученного ими, велась слежка, а за какими – нет. Однако, однозначно, что его фигуранты определенно интересовали власти и специальные службы своих, либо чужих стран. Среди номеров списка Pegasus, представлены, главным образом, 10 стран: Азербайджан, Бахрейн, Венгрия, Индия, Казахстан, Мексика, Марокко, ОАЭ, Руанда и Саудовская Аравия. В списке идентифицированных – номера журналистов AFP, Wall Street Journal, CNN, New York Times, Al Jazeera, El Pais, Associated Press, Le Monde, Bloomberg, Economist и Reuters.

Всего из списка NSO GROUP удалось идентифицировать примерно тысячу хозяев номеров. Среди них - восемь номеров, зарегистрированных в Казахстане. Кроме пары журналистов и оппозиционных активистов, как оказалось, в списке персон, представляющих интерес для спецслужб, фигурируют три высокопоставленных чиновника – президент Токаев, премьер Мамин и аким Алматы Сагинтаев. Наши чиновники, конечно, не единственные политики, которые оказались в списке Pegasus, на данный момент в списке есть даже президенты Франции Макрон и ЮАР – Сирил Рамафоза. Также идентифицированы телефоны руководителей Ирака, Пакистана, Египта и Марокко, всего 14 стран мира. Кстати, именно марокканские спецслужбы подозревают в том, что это они интересовались доступом к смартфону французского лидера. Да что Макрон, в списке потенциальных целей для взлома найден и король Марокко. «В общей же сложности потенциальными мишенями для прослушивания могли быть более 600 правительственных чиновников из 34 стран», - сообщает Би-Би-Си.

Скандал с Pegasus вызвал реакцию на самом высоком международном уровне. Верховный комиссар ООН Мишель Бачелет выразила «крайнюю обеспокоенность по поводу сообщений об использовании рядом государств программного обеспечения для слежки за журналистами, правозащитниками и политиками». «Разоблачение очевидного широкомасштабного использования программного обеспечения Pegasus для слежки за журналистами, правозащитниками, политиками и другими людьми в разных странах вызывают крайнюю тревогу. Они, похоже, подтверждают некоторые из наиболее худших опасений относительно неправомерного использования технологий слежки…», – заявила Верховный комиссар.

Для нас же принципиальным является момент с тем, как наши чиновники оказались если не под колпаком, то в кругу потенциальных жертв шпионского ПО. Всего в списке Pegasus около 2 тысяч казахстанских номеров. Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) немного детализировал информацию по казахстанскому списку. Так авторы специального пресс-релиза от имени OCCRP отмечают, что в «казахстанском списке Pegasus значительное число представителей казахстанской политической и бизнес-элиты, в том числе противников и предполагаемых сторонников Назарбаева». При этом, «на основе кластеризации казахстанских номеров в данных и более ранних сообщений, что Казахстан использует программное обеспечение Pegasus, журналисты Pegasus Project заключают, что пользователем системы наблюдения, по всей видимости, является государство Казахстан». Выходит за высшим руководством страны следили наши же спецслужбы? Именно об этом говорит и OCCRP: «Действующий президент Казахстана, премьер-министр... по всей видимости, были выбраны их собственными странами». Единственный момент – объекты потенциальной слежки были выбраны, по мнению OCCRP, когда еще не занимали нынешние посты. То есть Токаев был председателем сената, Мамин – вице-премьером, а Сагинтаев – главой правительства.

Может быть, таким экзотическим способом перед своей официальной отставкой Нурсултан Назарбаев проверял основных потенциальных кандидатов на роль его сменщика на посту президента? Или это мог делать кто-то другой? В свое время мы помним, как Рахат Алиев разместил в интернете ряд записей телефонных разговоров Назарбаева и его окружения, которые сделал втайне от своего тестя, а затем использовал против него, когда попал в опалу и бежал из страны. Они раскрыли множество неожиданных деталей и фактов о личной жизни казахстанской политической элиты. Стоит ли нам теперь ожидать возможного продолжения публикаций компромата на казахстанских чиновников?

Может ли этим снова заниматься в руководстве казахстанских спецслужб без приказа сверху? Большой вопрос. И он напрашивается вдвойне на фоне абсолютного молчания наших чиновников и силовых структур, которые делают вид, что вообще ничего неординарного не происходит. Не секрет, что во властных коридорах уже давно говорят о том, что новые президентские выборы будут гораздо раньше срока, и что далеко не все рассматривают их как формальность для продления полномочий Касым-Жомарта Токаева. И если в этот срок глава государства демонстрирует скорее осторожность и несамостоятельность в принятии ключевых кадровых решений, то при определенных обстоятельствах завтра он может стать по-настоящему полновластным лидером. И это может беспокоить представителей определенных кланов, у которых есть связи с определенными руководителями казахстанских спецслужб. Такой вариант исключать тоже нельзя.

О чем может говорить тот факт, что спецслужбы нашей страны, возможно, вскрывали и следили за смартфонами формально высших чиновников Казахстана? Кроме всего изложенного выше, это еще и признак глубочайшего недоверия, царящего в политической элите страны. И это главная слабость всей системы государственной власти, остающейся заложницей клановой раздробленности и гиперцентрализации вокруг одной личности, которая так и не смогла полностью передать реальные властные полномочия следующему поколению. Пока все решается закулисно и без участия населения шпионские программы в смартфонах чиновников, видимо, будут куда более откровенным символом «слышащего государства», чем выборы районных акимов или формально разрешенные митинги.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...