В недообразованном царстве, в американском государстве… | Деловая неделя
18 апреля 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

В недообразованном царстве, в американском государстве…

15.04.2025 11:56:15
№: 14 (1602)

Трамп выполняет своё предвыборное обещание о закрытии ведомства, "заражённого либеральной идеологией" и занимающегося "расточительством"

В недообразованном царстве, в американском государстве…

Почему весь мир мечтает учиться в США, а президент этой страны громит систему национального образования?

Юрий Сигов, Вашингтон

Согласитесь, многое из того, что нынче по всему миру происходит, еще год назад - что уж там говорить о десятилетии - даже в страшном сне нельзя было себе представить. События разворачиваются нынче столь стремительно, и столь же непредсказуемо, что делать какие-либо прогнозы даже на один-два дня нынче считается совершенно бессмысленным. Что уж тут напоминать о столь тонкой сентенции, как образование. Ведь учить начиная с детских лет надо не просто абы чему подрастающее поколение – а на перспективу. А какая она теперь - да нет никакой, и неизвестно, будет ли теперь вообще хотя бы какая-то.

Так уж сложилось, что все делалось и копировалось в последние годы практически в любой стране мира исключительно по американским стандартам. Есть, конечно, отдельно взятые исключения, но исключительно поверхностные. В том, что касается сути всего, чего только на нашей планете функционирует – от структуры правительственных органов до написания конституций и формирование парламентской системы – все копия, или почти аналогичное имитирование именно образца «сделано в США».

С одной стороны, вроде как подобное объяснимо. Ведь именно Америка - ведущая мировая держава (кто-то считает, что она - единственная, оставшаяся после распада СССР). Она же рулит всем миром в плане экономики, финансов, военного дела. Так чего же ее не «повторить» у себя на родине. Авось и дома что-то американское подойдет. Все своим чередом, но теперь уже попробуем «по-американски». И даже если что-то вдруг «пойдет не так», так есть ведь заботливые американские товарищи, готовые в любой момент «подправить» и «углУбить» процесс всеамериканского копирования.

Особенно много желающих, что, в принципе, неудивительно, повторить у себя успех США в сфере образования – приоритетно высшего. Ведь если на уровне детских садов и начальных-средних школ сами американцы рьяно критикуют созданную у них самих образовательную систему, то своим высшим образованием все без исключения в стране откровенно гордятся. А те, кто смеет что-то в этой системе поставить под сомнение, тут же подвергаются не просто осуждению, а изгоняются с образовательной площадки напрочь и навсегда.

Свою систему – публично на свалку. Даешь американскую – и только ее!

Развалившие Советский Союз продажные политиканы первым делом постарались уничтожить то, что функционировало в СССР на очень приличном уровне, но и захотели непременно перенять американский опыт. Причем не просто что-то отдельно взятое попытаться внедрить, а сломать имеющееся полностью, и «под ноль» вместо этого сделать все, как в Америке. И наиболее жесткая и бездарная «перестройка-разрушение» постигли системы здравоохранения и образования.

По врачам – это отдельная история, я уже как-то рассказывал о том, как работает система охраны здоровья в Соединенных Штатах, и ее главное отличие от любой социальной системы состоит в том, что это - чистой воды бизнес. Здоровье покупается, продается, перепродается и страхуется. Все – исключительно на деньгах, и если заработать на чем-то не получается (не важно, по каким причинам), то значит та или иная составляющая американского здравоохранения считается плохо функционирующей.

Точно также работает в принципе в США и система образования. С одной лишь важной поправкой: здравоохранение бережет (или наоборот) здоровье человека сегодня, и максимум на пару следующих лет. А вот образование - это система на поколения. Причем даже на те, которые еще не родились.

Так вот в системе образования все бывшие советские республики, как известно, пошли именно американским путем. Не буду сейчас затрагивать школьное и дошкольное образование (это – разговор особый, и касается он по большей части воспитательных установок важности получения знаний исключительно на каждом следующем уровне). Коснусь лишь высшего образования, хотя оно напрямую связано со старшими классами средней школы, откуда как раз студенческий контингент и идет в Гарварды-Йелы за образованием высшим.

Почему принципиально нынче то, что решил сделать президент США Д.Трамп? Казалось бы, образование его должно было бы волновать в самую последнюю очередь. Особенно высшее, где только в прошлом году в стране обучалось более миллиона иностранных студентов и аспирантов. В десятку лучших в мире университетов входят восемь американских (они, правда, сами подобный рейтинг и составляют, и было бы странно, если бы там фигурировали в качестве образцов вузы других стран).

Помимо этого, налажена система финансирования многих вузов за счет как местных денег, так и выделения федеральных субсидий для осуществления реально важных проектов. Плюс американское образование - одно из самых дорогих в мире, то есть львиная доля финансирования поступает из карманов родителей абитуриентов. Да, есть и довольно обширная и разветвленная система разного рода стипендий для тех, кто университет готов представлять в спорте, танцах, пении и много еще чем. Но все это - мелочовка по сравнению с тем, что, и сколько зарабатывают американские университеты на стремлении молодежи получить престижное образование.

И тут происходит нечто невероятное. После победы Д.Трампа наиболее активно помогавшие ему небедные американские влиятельные персонажи (то бишь выделившие ему миллионы долларов своих денег на избирательную кампанию) пришли к нему строем за «наградами». То есть за важными постами в новой администрации, поскольку «за просто так» миллионы в большой политике в США не выдаются. За них надо обязательно и «поблагодарить» дававших.

Так вот одна дама (она внесла в избирательную кампанию Трампа 6 миллионов долларов) получила пост министра образования Соединенных Штатов. Не важно, как ее зовут, и что она делала раньше. Важно, что будучи назначенной на этот престижный пост, она согласно правилам игры «в большую политику» прошла все утверждения в Сенате США, и уже готова была приступить к своим обязанностям, как вдруг … Ее прямой начальник по фамилии Трамп заявил о том, что министерство образования… ликвидируется.

«А как же я?» - спросила ошарашенная дама. - Ведь я уже назначенный министр. Что же мне делать теперь? – Не волнуйся, милая, тебе поручаю разогнать сие министерство, а когда работу свою выполнишь - думаю, что за год ты должна управиться – я тебя на другой пост назначу» - пояснил президент страны. И теперь вот дама эта с рвением, достойным, может быть, лучшего применения, наводит порядок в министерстве, в котором она планировала править четыре года, а сейчас за год обязана его ликвидировать.

Интересно, что представители Демократической партии США, в том числе весьма влиятельные конгрессмены, называют идущий сейчас в Вашингтоне процесс ликвидации министерства образования «вакханалией» и «уничтожением будущего Америки». В самой столице Соединенных Штатов на чиновничьих постах было задействовано примерно 3,5 тысяч человек, а по всей стране аппарат, именно подчинявшийся министерству образования, превышает 10-12 тысяч сотрудников. Все они президентом страны объявлены «нахлебниками» и «бездуховными бездельниками». Достойными того, чтобы оказаться на улице и искать себе более подходящее применение, чем просиживание штанов в офисах, расположенных неподалеку от здания Капитолия.

Робкие же попытки уже уволенных сотрудников как-то протестовать с плакатами, требующими отстранить от власти Д. Трампа-разрушителя и И. Маска «вражеского агента» ни к чему не приводят. Протесты эти регулярно транслируют по телеканалам, по-прежнему контролируемым сторонниками Демократической партии США. Но процесс образовательной реформы, прежде всего управленческого механизма Америки, идет полным ходом. Вот только к чему он в конечном итоге приведет?

Никаких больше халявных денег от государства. А будете лезть в политику – закроем (и вас, и ваших студентов вышлем из страны)!

Во всей этой истории перестройки американской системы образования есть, как обычно, две четко взаимодействующие составляющие. Первая – деньги, потому как не было бы финансового расхода, Трамп бы, скорее всего, столь активно этим самым образованием не занимался. Вторая - большая политика, которая и раньше в американском образовании была всепроникающей. А уж сегодня, когда все, что ни есть – только политика и ничего другого, так и обязательно ее влияние будет на любом нюансе образовательных реформ ощущаться.

Начну все же с образования школьного, потому как Д.Трамп решил передать его полностью под местное управление, и вывести из-под руководства министерства образования. Просто представьте себе, чтобы было сегодня в России или Казахстане, если нечто подобное там произошло бы. А американский президент считает: уровень школьного образования, управляемый из Вашингтона министерскими чиновниками крайне низок. Последние места в разных международных Олимпиадах и конкурсах у американских учащихся – так это, уверен, по большей части «отмазка». Проблема на самом деле совсем в ином.

Сам президент с ужасом продемонстрировал учебники для начальных классов, где расписаны сюжеты про «несколько полов», «инклюзивность» и прочую мутотень, которую именно из центрального офиса министерства навязывалось штатам. Пусть теперь сами решают, что им пойдет, но и отвечать будут они же за процесс обучения и уровень школьного образования – решил президент страны. Тут, правда, не все он явно учел, и не на все обратил внимание (хотя это уже больше забота советников, которых он сам же себе подбирает и назначает).

Так вот представьте себе, что в Америке нынче «под демократами» около 20 штатов, и в каждом из них все те «либеральные ценности», о которых я упоминал, местные власти решат оставить неизменными. А в штатах, где правят республиканцы, все будет наоборот. Или вопросы религии. Придет к власти в штате условный мусульманин, и будет видеть важность образования. именно основанного на исламских традициях и понятиях. А рядышком в другом штате будет губернатор-буддист. И ему мир видится совсем даже по-иному. Но ведь «из центра» на федеральном уровне им некому теперь указывать. Нет ведь никакого министерства образования больше. И что тогда делать?

Теперь о деньгах. Как выяснил президент страны, миллиарды долларов выделялись именно через министерство на поддержку изучения в различных университетах страны «дегенеративных ценностей, которые противоречат образу жизни настоящих американцев» (по словам Д.Трампа). Так вот он уже лишил весьма престижные, но управляемые сторонниками демократов Принстонский и Йельский университеты грантов от федерального правительства. А Гарвардский университет вовсе решил сделать … бесплатным. Чтобы там учились обычные люди, а не сторонники Демократической партии США и ненавистники Израиля.

Кстати, целый ряд американских университетов (то же Колумбийский в Нью-Йорке) наказаны лишением правительственных фондов за антисемитизм и травлю студентов-евреев в поддержку палестинцев в секторе Газа. Аннулированы визы студентам и аспирантам из десятка стран, обучавшихся в этих вузах, и участвовавших в демонстрациях в поддержку палестинцев. «Вы приехали сюда учиться, а не лезть в нашу политику» - сказал Госсекретарь США М. Рубио, и пообещал, что выдворяться из страны будут безжалостно все те, кто вместо учебы в Америке решил заняться политической деятельностью.

В Конгрессе сопротивляется, но цели разрушения системы американского образования Трамп намерен непременно добиться

Сейчас на защиту прежней системы образования в стране сторонники Демократической партии мобилизуют прежде всего членов Конгресса, которые с курсом Д.Трампа не согласны. Но у президента страны есть возможность проводить многие свои начинания путем указов, которые имеют силу закона на протяжении всего его времени нахождения у власти. И никакой Конгресс ему в этом не сможет помешать. Так вот в министерстве образования уже уволена половина сотрудников, и в ближайшие три месяца в нем не останется никого.

Здесь хотелось бы сделать несколько пояснений из личного опыта, потому как наш сын с первого класса посещал именно американскую школу. И определенные выводы по системе американского образования можно на этом основании сделать. Для начала напомню, что до так называемой «великой депрессии» 30-х годов прошлого столетия в Америке не было обязательного школьного образования. Оно было лишь в 12 штатах, да и то на усмотрение местных властей.

Но Америка была одной из ведущих стран мира в области науки и техники, а после окончания Второй мировой войны именно в США переместился научный потенциал практически всей Европы, в том числе и поверженной в войне Германии. Но никакого министерства образования в стране тогда не было, а появилось оно официально только в 1979 году. Тогда же началось «федеральное управление учебными процессами», в результате чего они стали с одной стороны сверхполитизированными (в зависимости от того, какая администрация приходила к власти в Белом доме), а с другой общая образованность и эрудированность американских школьников стала резко снижаться.

Почему? Возьмем пример Вашингтона. В городе зарплаты учителей обычных школ – вторые по величине после Аляски в стране. И один из самых влиятельных местных профсоюзов учителей. Министерство образования здесь «под боком», и помимо значительных средств, выделяемых из местного бюджета города (а он всегда за демократами) здесь проще получить и приличные федеральные дотации. Что здесь не устраивает президента Трампа? Знамо дело - деньги расходуются на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, гендерное разнообразие, важность учета изменений климата при выборе профессии и прочее.

Насколько это напрямую касалось Трампа? Касалось. Потому, что в Вашингтоне еще в первую его администрацию в местную школу (естественно, частную) ходил его сын Бэрон, а папе было «не все равно», что там за учебники, и на что тратятся деньги из школьного, и как оказалось - министерского бюджета. При этом в том же Вашингтоне есть мощный профсоюз учителей, но их - даже при приличных зарплатах – все время не хватает, и приходится объявлять конкурсы по всей стране. Да и подавляющее большинство имеющихся – явные сторонники Демократической партии США. То есть, по сути, противники того курса, который нынче проводит президент страны – в том числе и в перекройке сферы образования.

Много чего может поменяться теперь и в школьном, и в вузовском образовании. Даже при наличии демократически-настроенных властей в том или ином штате президент считает, что деньгами (а точнее – их не выделением из федерального бюджета) можно будет значительно повлиять на образовательные догмы на местах. Правда, не очень понятно, можно ли будет тем самым улучшить уровень знаний американских школьников в тех же точных науках. Где соревноваться с теми же китайцами будет очень непросто.

С университетами, думаю, будет попроще. Те, кто стремится попасть в США на учебу из-за границы (особенно это касается китайцев, южнокорейцев, арабов и индийцев), и кто изначально заряжен на то, что Америка – мать-родина демократии и всех мыслимых свобод, будут поставлены под жесткий фильтр при выдаче учебных виз. И персонажи, представляющие определенную угрозу политическим идеалам нынешней администрации Белого дома, будут банально еще на дальних подступах к Америке отсеиваться (как бы им не хотелось заплатить за свою учебу в Соединенных Штатах).

«Просеют» иностранных студентов в Америке и тех, кто уже год-два обучается в стране. На это будут сконцентрированы силы ФБР, а также отдельно будет вестись борьба с засильем на технических специальностях в американских университетах студентов и аспирантов из КНР. Более того – китайским студентам предлагается запретить… жениться и выходить замуж за время нахождения на учебе в Соединенных Штатах за американских граждан. На своих соотечественниках – ради Бога. Но потом пусть к себе же домой в Китай и возвращаются.

В любом случае та крушащая все на своем пути схема переделки системы образования в США, которую сейчас реализует администрация Д. Трампа, может привести в конечном итоге к совершенно непредсказуемым результатам. Проблема в том, что на образовательном уровне любые реформы станут ощутимыми как минимум через несколько лет. А к тому времени и администрация во власти в Вашингтоне может очень даже сильно перемениться, и сами ученики с их родителями станут проповедовать совершенно иные взгляды и понятия, нежели те, за которые нынче столь неистово сражаются американский президент и его команда.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...