Инфляция демонстрирует рост
Национальный банк утверждает, что продолжит раскрывать полную информацию о всех проводимых операциях на валютном рынке, придерживаться режима гибкого курсообразования, который исключает накопления дисбалансов и обеспечивает сохранность золотовалютных резервов
Нигмат РАМАЗАНОВ
В феврале на ключевом для нашей экономики рынке наблюдалось снижение котировок на углеводороды. На внутреннем рынке укрепилась позиция тенге по отношению к доллару США, евро и китайскому юаню, а к российскому рублю, напротив, наблюдалось значительное ослабление курса национальной валюты. При этом в ценовой сфере отмечено ускорение инфляции как в месячном, так и годовом измерении.
Начало года оказалось для цены на нефть одним из самых успешных периодов за достаточно продолжительное время. Напомним, в середине января котировки поднимались до отметки 80 долларов за баррель и выше. Стоимость нефти сорта Brent в среднем за месяц сложилась выше как относительно декабря предыдущего года, так и прогноза правительства на текущий год (75 доллара за баррель). В то же время эксперты предполагали, что в случае, если не возникнет новых факторов роста цены, то котировки задержатся выше 80 долларов не очень долго и вновь начнется очередное снижение. По их оценкам, рост цен в этот период вполне укладывался в картину технической коррекции, но не в картину растущего тренда.
В феврале ожидания экспертов подтвердились, ситуация на нефтяном рынке изменилась не в пользу экспортеров. Котировки нефти на Лондонской товарной бирже на протяжении большей части месяца держались в районе 78-75 долларов за баррель, на последней неделе продемонстрировали движение вниз.
Торги в конце месяца завершились на отметке порядка 73 долларов, в среднем цены сложились на уровне прогноза правительства на текущий год. Судя по всему, основное давление на котировки нефти в феврале оказали возросшая неопределенность практически по всем направлениям мировой политики и экономики, торговые войны и ожидания негативного влияния на динамику мировой экономики и спроса на сырьевые товары.
Ухудшение ценовой конъюнктуры на нефть не оказало давления на стоимость национальной валюты. Более того, тенге в феврале укрепился по отношению к валютам основных торговых партнеров, за исключением российского рубля. На фоне стабилизации нефтяных цен в районе 75-76 долларов за баррель средневзвешенный биржевой курс доллара в первые дни февраля продемонстрировал небольшое повышение, после чего достаточно быстро начал снижаться. Биржевой курс американской валюты по состоянию на 14 февраля опускался до минимума в 495,28 тенге. Хотя видимых причин для заметного ослабления доллара в это время не наблюдалось.
Во второй половине февраля доллар вернул часть потерь. Биржевой курс основной пары в этот период держался в интервале от 498,40 до 503,69 тенге. В последний день февраля средневзвешенный биржевой курс основной пары на вечерних торгах составил 499,09 тенге за доллар. Стоимость доллара за февраль снизилась на 19,01 тенге. Темпы укрепления национальной валюты по отношению к доллару по состоянию на начало марта повысились до уровня 4,95% против порядка 1,3% в январе. В среднем за февраль официальный курс доллара снизился до 506,03 тенге против 524,67 тенге в январе этого года. Правда, в феврале предыдущего года обменный курс доллара был ниже более чем на 56 тенге.
Снизилась в феврале и стоимость евро на внутреннем рынке, что было обусловлено преимущественно укреплением тенге к доллару США. Котировки единой европейской валюты менялись вслед за динамикой основной пары. Официальный курс пары в течение месяца держался в коридоре от 537,80 в начале февраля до 518,41 тенге за евро по состоянию на 17 число. На последний день месяца курс пары был установлен Национальным банком на отметке 525,71 тенге. Европейская валюта подешевела за месяц более чем на 14 тенге. Темпы укрепления тенге по отношению к евро составили 3,8%, в то время как в январе его позиция выражалась ревальвацией менее чем на 1,2%. При этом официальный курс евро в среднем за февраль также снизился до 526,82 против 543,19 тенге в январе. Более чем на 1 тенге снизился в феврале и обменный курс китайского юаня.
По-иному сценарию развивались события на внутреннем рынке в феврале по паре российский рубль-тенге, что было связано с опережающим укреплением рубля к доллару США. Курс американской валюты упал с уровня порядка 100 в начале февраля до менее 86 рубля по состоянию на 25 число. Темпы укрепления рубля к доллару на эту дату оценивались российскими аналитиками на уровне 15%, а с начала года – почти на 25%. Опережающие темпы роста рубля к доллару по сравнению с тенге отразились на значительном повышении стоимости рубля на внутреннем рынке.
Как отмечали эксперты, на российском валютном рынке в феврале создалась уникальная ситуация «переукрепления» курса рубля. Они отмечали, что национальная валюта росла на фоне вестей о переговорах по украинскому конфликту и налаживанию диалога российской власти с американскими. Согласно их оценкам, наиболее комфортным для государства уровнем является курс около 90-95 рублей за доллар. При этом подчеркивается, что укрепление рубля привело бы к замедлению инфляции, поскольку цены на импортные товары пошли бы вниз.
В этих условиях официальный курс рубля на внутреннем рынке повысился с отметки порядка 5,24 тенге в начале февраля до 5,86 тенге по состоянию на 27 февраля, приблизился к психологически важному рубежу в 6 тенге. Официальный курс рубля по состоянию на последний день месяца, 28 февраля, снизился до 5,77 тенге. Национальная валюта к рублю ослабла с начала года на 0,78 тенге или на 15,6%. Официальный курс рубля в среднем за февраль подскочил до 5,47, в то время как в январе составил 5,16 тенге.
По сообщению Национального банка, в течение февраля регулятор не проводил валютных интервенций. Объем биржевых торгов составил 4,7 млрд. долларов. Продажи валюты из Национального фонда для обеспечения трансфертов в республиканский бюджет составили 600 млн. долларов. В рамках зеркалирования операций по покупке золота было стерилизовано 260 млрд. тенге, в марте ожидается сохранение таких же объемов. По прогнозным заявкам правительства, в марте ожидается продажа валюты из Нацфонда в сумме от 700 до 800 млн. долларов, а возобновление покупки валюты для ЕНПФ оценивается в размере порядка 250 млн. долларов США.
Национальный банк утверждает, что продолжит раскрывать полную информацию о всех проводимых операциях на валютном рынке, придерживаться режима гибкого курсообразования, который исключает накопления дисбалансов и обеспечивает сохранность золотовалютных резервов. Конечно, курс тенге к доллару на бирже зависит в первую очередь от рыночного соотношения спроса и предложения. Однако то, каким будет спрос и предложение валюты, зависит и от Национального банка. Курс тенге в определенной степени определяется им, поскольку он выступает как в роли продавца валюты, так и покупателя.
Изменения курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров, как водится, оказали определенное влияние на динамику инфляции, однако основную роль сыграли другие факторы. Инфляция в феврале ускорилась по сравнению как с январем этого года, так и в годовом измерении. По информации Бюро национальной статистики, цены в прошлом месяце выросли сразу на 1,5% против 1,1% в феврале 2024 года. При этом рост цен превысил также показатель января этого года, составивший 1,1%. Основным факторами очередного ускорения инфляции стали высокие темпы роста цен на продовольственные товары и тарифов на платные услуги населению, которые выросли за месяц на 1,5 и 2,1% соответственно. Цены, на непродовольственные товары при этом повысились на 1,0%.
Заметное повышение цен в феврале отмечено на огурцы, капусту, помидоры, свеклу, лимоны. Выросли также цены на мясо, картофель, фрукты. Подешевели крупа гречневая, апельсины, яйца. Среди непродовольственных товаров прирост цен наблюдался на бытовые приборы, автомобили, строительные материалы, одежда и обувь, газ сжиженный в баллонах. Высокие темпы роста цен наблюдались на жилищно-коммунальные услуги. Тарифы на холодную воду выросли на 29,2%, центральное отопление – на 6,2%, горячую воду – на 5,3%, электроэнергию – на 1,8%.
Показатель инфляции в годовом выражении ускорился до 9,4%, превысил темпы как по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, так и январем текущего (8,9%). При этом его значение сложилось заметно выше не только нижней, но и верхней границы коридора, запланированного на текущий год (5,5-7,5%). Значительный вклад на показатель инфляции в годовом выражении оказывает рост цен на платные услуги населению (на 14,1%). При этом цены на продовольственные и непродовольственные товары за этот период повысились на 6,5 и 8,7% соответственно.
Инфляция в месячном и годовом измерении все еще остаются на высоком уровне и достижение целевого ориентира на текущий год продолжает осложняться. Казахстанские чиновники пытаются бороться с инфляцией путем установления предельных цен на отдельные товары, подписания соглашения между крупными производителями и торговыми сетями, введения экспортных пошлин, создания стабилизационных фондов, повышения базовой ставки и другими способами. То есть используются в основном административные, нерыночные меры, которые на сдерживание роста цен оказывают лишь краткосрочный эффект.
Поэтому целевые установки по снижению инфляции постоянно повышаются, тем не менее, даже их достижение остается проблемным. В этом году отрицательный вклад в формирование потребительских цен может внести ослабление курса тенге к валютам основных торговых партнеров, хотя пока тенге торгуется в определенном диапазоне. Судя по всему, продолжится вклад опережающего повышения тарифов на услуги так называемых естественных монополистов, а также других субъектов рынка, занятых оказанием услуг населению. Сыграет роль низкий уровень конкуренции, наличие перекупщиков, сохранение масштабного объема импорта для насыщения рынка потребительских товаров.
В этих условиях основной акцент должен быть сделан на увеличении предложения товаров отечественного производства, стабилизации курса национальной валюты. Впрочем, как показывает собственная практика, даже достаточное предложение товара не всегда сказывается на стабилизации, как это произошло, к примеру, с ценами на картофель на фоне заявленного высокого урожая прошлого года. Добиться успехов в борьбе с инфляцией не удается. Причем, при том, что со стороны спроса веских причин для ускорения инфляции нет. Доходы населения в реальном выражении стагнируют, покупательная способность населения скорее будет снижаться, нежели расти.
Тем не менее, снизить инфляцию до планируемого уровня в этом году, похоже, снова не получится. Судя по всему, сами чиновники не верят в это. Так, Национальный банк еще в конце прошлого года пересмотрел прогноз в сторону повышения до 6,5-8,5%. А в марте появилась информация, что министерство национальной экономики ожидает рост инфляции в текущем году уже до 10%. Такие ожидания представляются более реальными, поскольку сложно добиться торможения в условиях, когда большинство факторов, определяющих высокую инфляцию, будет действовать как минимум в краткосрочной перспективе.