Новости
-
Editorials (1)
-
Общество (2)
-
Банки и финансы (0)
-
Компании и рынки (0)
-
Мир и политика (8)
-
Weekend (1)
-
Архив (1113)
-
Новости (16)
Основной проблемой экономики и жителей нашей страны стало ускорение инфляции. Согласно данным официальной статистики, рост цен на потребительские товары и услуги в прошлом году ускорился до 8,4%, а по ощущениям потребителей инфляция измерялась двузначным числом. Но в ближайшие годы власти в очередной раз обещают снизить показатель инфляции до приемлемого уровня.
Осторожно! Кто-то и где-то расширяется!
Юрий Сигов, Вашингтон
Весь конец прошлого года был отмечен бурными перепалками между США и Россией по поводу неизбежного (в который уже раз) расширения Североатлантического Альянса. Не буду сейчас вновь и вновь рассказывать о том, откуда эта самая НАТО взялась, кто в нее входил на начальном этапе, кто потом добавился, и кто на сегодняшний день туда просится. Суть дела предельно ясна: одна страна (РФ) против расширения этого военно-политического блока, а другие (в лице руководства НАТО) не считают нужным к кому-то насчет расширения числа своих членов прислушиваться.
Сочувствие и шок
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В БИШКЕКЕ, трижды становившемся свидетелем насильственной смены власти за последние годы, с ужасом, удивлением и сочувствием восприняли события в братском Казахстане. Особые эмоции кыргызстанцев вызывала также и судьба соотечественников, которые оказались в эпицентре кровавых событий в Алматы и других областных центрах соседней республики.
Urbi et orbi Токаева
«ДН»
ЗА ПОСЛЕДНИЕ дни президент Касым-Жомарт Токаев выступал уже неоднократно, но его речь в понедельник на заседании Мажилиса стала уже не только реакцией на политический кризис и кровопролитие, но и своеобразным месседжем обществу и миру. Как ни странно, самым важным в нем было не то, что было сказано, а скорее то – чего сказано не было. Это как раз тот случай, когда отсутствие бросается в глаза сильнее, чем присутствие – не только в словах президента, но и в зале нижней палаты Парламента. И если отсутствие некоторых людей (начиная с елбасы) вызывало просто вопросы, то отсутствие некоторых слов и идей – печальные выводы. Вместе с тем, на наших глазах, происходит наша история – завершается одна эпоха и начинается другая. К сожалению, водораздел между ними отмечен одной из трагичных страниц летописи XXI века в Казахстане – хотя власти до сих пор не дали нам цифры погибших в эти дни, ясно, что речь идет о более чем сотне погибших. Ко всему прочему, новая политическая эпоха пока не вызывает особенного оптимизма, поскольку отличается пока всего лишь отсутствием ряда лиц…
Нефть подорожала, тенге девальвировал
Пережив десятипроцентную девальвацию в 2020 году, тенге не смог отыграть ни тиына у доллара в минувшем, несмотря на масштабный рост мировых цен на нефть и ряд других сырьевых товаров. Ослабла позиция тенге и по отношению к валютам еще двух основных торговых партнеров – российскому рублю и китайскому юаню. Повысился курс тенге к евро после девальвации более чем на 20% годом ранее. Но при этом в среднем за прошлый год стоимость единой валюты на внутреннем рынке сложилась заметно выше, чем в предыдущем.
Сами себе хозяева
Юрий Сигов, Вашингтон
Прошедшее тридцатилетие с момента распада СССР весьма специфически было отмечено (так или иначе) на всем постсоветском пространстве. И не только. В России (что вполне неестественно), что за ее пределами на эту дату, судя по всему, вообще никто не обратил внимания. То есть вроде бы и была какая-то страна три десятка лет назад на карте мира – а теперь ее нет, и нечего тешить себя что воспоминаниями, что причитаниями на тему того, какую страну кто и где потерял.
В том, что в России никто и не собирался упоминать об СССР как-то не совсем логично. С одной стороны, нынешние руководители РФ все время сокрушаются насчет то потерянных земель, то народов, то натовских происков, которые могут привести к появлению ракет средней дальности чуть ли не в ближнем Подмосковье. А с другой – ничего не хотим иметь общего с советской историей, ценностями и образом жизни. Дескать, все это наносное, устаревшее и к сегодняшнему времени отношения никакого не имеет.
Дело Рузахунова
9 января телеканал Qazaqstan выдал в эфир видео с неким иностранцем, который за деньги был нанят для участия в митинге в Алматы. На видео был запечатлен сильно избитый смуглый парень с короткой прической, в черной футболке. Вот, что он сказал на камеру:
«Первого числа со мной созвонились незнакомые люди и предложили участвовать в митинге, предложили 90 тысяч тенге. Поскольку я безработный в Кыргызстане, я согласился. Они купили мне билет. 2-го числа я прилетел в Алматы и меня отвезли на квартиру, где были также граждане Таджикистана, Узбекистана, но я не понимал, о чем они говорят. Когда митинг начался, я испугался. Вернулся в квартиру, переночевал, а на следующий день решил поехать домой, и меня задержали в селе Самсы (Жамбылский район Алматинской области) военные». В квартире, где якобы находился кыргызстанец, находилось 10 человек. Кроме эфира национального телеканала видео также было опубликовано в Telegram-каналах и Instagram Qazaqstan TV.
ДН
ВЧЕРА ночью мы буквально случайно обнаружили, что сайт «ДН» больше не блокируется, и вместе с рядом других СМИ, доступен для жителей Алматы, города, где расположена наша редакция. За прошедшие дни, начиная с 5-го января, мы, также, как и все остальные простые городские обыватели, информационно «ослепли» и «оглохли». Блокировка интернета перекрыла все доступные каналы связи, кроме прямого созвона по мобильному телефону, с помощью которого можно было разве что справиться о том, пребывают ли в безопасности родные, близкие, друзья и знакомые. Редко, когда кто-то из обзваниваемых оказывался в эпицентре событий (чаще всего вопреки своей воле), удавалось узнать какие-то крупицы информации о том, что происходит в крупнейшем городе Казахстана, который в эти страшные дни накрывало непроницаемым туманом в прямом и переносном смысле – из насилия, страха, безвестности… Об этом ощущении и будет следующий текст.
"Почему они себя так ведут?"
Юрий Сигов, Вашингтон
Если просматривать что российскую, что основную западную прессу и прослушивать новостные телевыпуски что Си-Эн-Эн, что «Раша Тудей», то создается стойкое впечатление, будто весь «цивилизованный мир» сегодня по какой-то странной причине ополчился исключительно на Россию (в чуть меньшей степени на Китай). И вот-вот либо на нее нападет (кое-кто из российских высокопоставленных чиновников даже заговорил о вероятности нового Карибского кризиса), либо введет такие «ужасающие санкции», что от них Москва точно уже никогда не встанет с колен.
Понять и простить?
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
КАЖЕТСЯ, в Кыргызстане к концу не самого спокойного года наметился новый тренд – прощать бывших лидеров, стоявших у руля страны, а затем бежавших или осужденных. «Первой ласточкой» экс-президентской амнистии должен стать, видимо, первый президент и беглец из страны Аскар Акаев. Возможно, пожалеют и единственного отбывающего срок в заключении Алмазбека Атамбаева. Все это происходит на фоне усиливающейся схватки между участниками правящего тандема. Очередной раунд борьбы за власть между ними должен произойти в стенах парламента – за то, чей человек возглавит Жогорку кенеш.
Финансовый вуайеризм
«ДН»
СКАНДАЛОМ обернулось решение налоговых органов выставить предпринимателям претензии в уклонении от налогов на основании данных приложения Ashyq о количестве посетителей заведений общепита. В ответ на это общественность начала активно возмущаться в соцсетях, потому как ранее министр цифрового развития Багдат Мусин буквально клялся, что никакие данные приложения, созданного для выявления зараженных посетителей общественных мест, ни в какие государственные органы передаваться не будут. Хромой оказалась и логика налоговиков, решивших, что количество посетителей должно быть равно количеству чеков. Вначале чиновники по привычке решили делать вид, что никто ничего не нарушил: мол, налоговики взяли открытую информацию Ashyq на сайтах акиматов, и это не личные данные, тайну которых Минцифры обещал хранить, а общая статистика. Но затем в правительстве, видимо, решили, что вреда от креатива мытарей значительно больше, чем пользы, и приказали Минфину отозвать все претензии, выставленные на основании данных санитарного приложения. И хуже всего выглядит даже не то, что одна рука исполнительной власти просто не знает, что делает другая, мы к этому уже привыкли. Хуже всего то, что когда главу Минфина, чьи подчиненные таким «оригинальным» способом решили пополнить бюджет, спрашивают, а почему бы не ввести налог на роскошь, он говорит, что критериев ее разработать не получается и вообще, это не актуально. Таким образом, государственные финансисты как бы указывают, кого они считают «податным сословием» (малый и микро-бизнес), которое можно бесконечно и бесцеремонно «доить», а кого – предпочитают обходить стороной, порождая коллизии, которые сильно напоминают социальную рознь.
Второй коронавирусный
Итоги года нас подвели…
Из переписки на Facebook
УХОДЯЩИЙ год запомнится казахстанцам совсем не веселым. Страна прожила год в режиме пандемии, начавшейся еще в високосном 2020-м. Борьба с коронавирусом не стала сильно успешнее, опять возникали ситуации с переполненностью больниц, нехваткой лекарств и кислорода, хотя и не настолько острые, как в июле прошлого года. Продолжались игры со статистикой, в результате чего скепсис к официальной информации по коронавирусу только вырос – отдельные регионы оказывались в красной зоне аккурат в тот момент, когда, например, властям не хотелось видеть на улицах «несанкционированные митинги» или что-то вроде этого. Чиновники не раз попадались на том, что сами не соблюдали никаких санитарных режимов, за нарушения которых строго спрашивали с простого люда. Даже пересмотр смертности по коронавирусу, увеличивший официальный мартиролог на тысячи имен, все равно не заполнил разницу по оценкам погибших от пандемии от наших властей (почти 13 тысяч) и международных оценщиков, которых официально цитирует тот же Google, с более 18 тысячами смертей. К пандемии добавилось засушливое лето, обернувшееся для южных и западных регионов настоящим джутом – массовым падежом скота. Государство вначале его не признало, потом признало, но реально помочь селянам уже не смогло, за что уволили главу Минсельхоза. Позднее стало известно, что это ведомство еще и годами прикрывало коррупционные схемы по хищениям субсидий, выделяемых государством на развитие скотоводства. Для полноты картины печального года в Жамбылской области, фактически, повторилась трагедия городка Арыс, опять взорвались военные склады с боеприпасами, в результате чего погибло даже больше людей – 17, в основном пожарных, а тело одного человека так до сих пор и не нашли. Все это сопровождалось и сопровождается постоянными коррупционными скандалами, но от того, что кого-то арестовывают, меньше воровства, мздоимства и «распила» почему-то не становится. И в этом – основная проблема не только этого года, но и почти всех последних десятилетий – неэффективность и некомпетентность всей государственной системы страны.
Год восстановительного роста
До конца года остаются считанные дни и по многолетней традиции редакция «ДН» предлагает читателям краткий обзор предварительных результатов экономического развития страны и ожидания на следующий год. Отличительной особенностью уходящего года стало улучшение внешних и внутренних условий, что наряду с низкой базой сравнения отразилось на восстановительном росте отечественной экономики. Судя по оценкам, власти рассчитывают на продолжение роста и в следующем году.
Афганский тупик
Юрий Сигов, Вашингтон
То, что афганская тема после вывода (или бегства - как кому удобнее сие именовать) американских войск из этой страны еще всем доставит массу неприятностей, было ясно изначально. В самих Соединенных Штатах идут полным ходом различные расследования (в том числе – и в рамках специальных комиссий, созданных Конгрессом) по поводу неприглядной роли и Государственного департамента, и Пентагона в этой не самой славной странице в истории американской внешней политики.
Ближайшие географические соседи Афганистана - и прежде всего страны Центральной Азии, уже на своей «дипломатическо-экономической шкуре» почувствовали «афганские сюжеты» в виде разного рода просьб о помощи (поставки той же электроэнергии – причем в кредит в Афганистан из Таджикистана и Узбекистана), а также продуктов питания и товаров первой необходимости афганским беженцам (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан).