Новости
-
Editorials (1)
-
Общество (2)
-
Банки и финансы (1)
-
Компании и рынки (0)
-
Мир и политика (9)
-
Weekend (0)
-
Архив (1144)
-
Новости (17)
Джут под контролем
«ДН»
СИЛЬНАЯ ЗАСУХА в западных и южных регионах Казахстана продолжается. Как и массовый падеж скота местного населения, официальные цифры которого не отражают реального положения дел. Это уже стало поводом для смены главы министерства сельского хозяйства, снятого по прямому требованию президента Токаева. Однако, новое руководство МСХ, похоже, продолжает использовать старые методы, до последнего преуменьшая проблемы, а затем - призывая частных лиц «с миру по нитке» поддержать фермеров-скотоводов. Ну, и самое главное, что все предпринимаемые меры – это всего лишь реакция на проблему, появление которой было предсказано за годы до этого. Настоящих, централизованных и даже межгосударственных программ по преодолению климатического вызова в Казахстане и Центральной Азии просто нет. А это означает, что нам еще не раз придется столкнуться с джутами, подобными этому…
Общественное внимание к проблеме животноводов возникло после публикации в социальных сетях страшных фотографий с лошадьми, похожими на скелетов, едва идущими или бессильно лежащими на земле. Из-за жары, малоснежной зимы и недостатка воды по всей стране ощущается недостаток кормов, вследствие чего на них резко возросли цены. Те же фермеры, которые рассчитывали не на заготовки, а на выпас, оказались в наиболее уязвимом положении. Падеж скота, главным образом, лошадей, коров и верблюдов начался в Мангистауской и Кылызординской областях, затем перекинулся на соседние регионы. Официальные цифры в несколько тысяч животных, отражают далеко не всю картину.
Белорусская жара
«ДН»
РОВНО год прошел с последних президентских выборов в Беларуси, итогом которых стали беспрецедентные акции гражданского протеста против президента Александра Лукашенко, объявившего себя победителем и единственным защитником белорусской государственности. Своих противников он объявил наемниками Запада, победа которых привела бы к войне или расправе над сторонниками действующей власти. Несколько растерявшийся поначалу (еще бы, на площадях и улицах Минска собирались сотни тысяч недовольных), Александр Лукашенко получил поддержку со стороны своего российского коллеги Владимира Путина, после чего обрушил на несогласных суровые репрессии. Дошло до того, что Минск даже перехватил пассажирский рейс, чтобы арестовать одного из знаковых белорусских оппозиционных журналистов. Итогом для Лукашенко стала «пиррова победа»: он сумел подавить своих противников, но это загнало Беларусь в глубокую изоляцию, санкции и зависимость от России, кроме этого, страну покинули сотни, если не тысячи молодых людей, вчера еще занятых в самых «креативных» сферах экономики. Спустя год «бацька» провел пресс-конференцию, на которой пообещал «скоро уйти», но отмел все «домыслы» о том, что его страна может войти в состав соседней державы. Параллельно Лукашенко с журналистами за пределами страны общалась и лидер протестов Светлана Тихановская, которая охарактеризовала происшедшее за год следующим образом: «За один год белорусский режим из легитимного превратился в террористический, а главным способом управления стало насилие».
Талибан города берет
Потребность рождает идею, идея рождает действие.
Джон Стейнбек, «Гроздья гнева»
НА ЭТОЙ И ПРОШЛОЙ неделях повстанческое движение «Талибан», которое активизировало войну против прозападного правительства в Кабуле после решения об окончательном выводе американских войск из Афганистана, перенесло противостояние на новый уровень, захватив сразу 6 городов – центров провинций в различных регионах страны. Ранее, оно уже сумело поставить под свой полный или частичный контроль от 50% до 80% афганской территории, но все это – в сельских районах. И хотя правительственные войска активно отступали под давлением талибов, которые захватили многие пограничные переходы (в частности, с Таджикистаном, Туркменистаном, Пакистаном и Узбекистаном), в городах сопротивление повстанцам оставалось достаточно устойчивым, прежде всего, за счет поддержки с воздуха, которую отрядам, верным Кабулу, еще оказывали уходящие американские войска. Однако несколько недель назад «Талибан» начал активное наступление на города, начав осаду и штурм ключевых крупных городов, таких как Лашкаргах, Кандагар и Герат. Бои там идут с переменным успехом, и вроде бы правительственным силам удавалось удерживать их, однако, видимо, это было сделано за счет того, что в остальных региональных центрах просто не осталось никаких резервов и надежных сил. Скорее всего, именно этим можно объяснить падение сразу 6 провинциальных столиц за 3 дня (!). Все это очень похоже на окончательный коллапс власти официального Кабула, происходящий на глазах всего мира, который либо не может, либо уже не хочет вмешиваться в это противостояние. Но если большинству стран не нужно соседствовать с «Талибаном», то у республик Центральной Азии особого выбора нет. Вопрос с размещением новых военных баз внешних игроков – США, России, Китая или Турции – очевидно, завис. Да и размещение новых войск – не решение проблемы. Поскольку она даже не в том, что странам региона нельзя рассчитывать на добрую волю талибов (которые обещают границы не переходить), а в заразительности примера насильственного свержения власти и проблеме актуализации выбора для наших народов – между ускоренным модернизмом (в формате вестернизации) и патриархальным консерватизмом (в формате ханафитского ислама).
Годовая инфляция превысила 8%
Истекший период года ознаменовался улучшением внешних и внутренних условий, несмотря на сохранение сложной ситуации с пандемией коронавируса. Повышение мировых цен на сырьевые товары положительно отразилось на статистике реального сектора, в то время как влияние этих факторов на показатели монетарной политики оказалось не столь выраженным.
Обычный крымский пейзаж. И голубой небосвод
Недавно один американский дипломат рассказал мне, что в Москве один из бывших сотрудников российского посольства в Вашингтоне на встречах со своими европейскими коллегами регулярно дарит им какие-то сувениры (по типу бутылки вина/шампанского или банки варенья) производства Крыма. Европеец, знамо дело, не всегда сразу раскусывает подкол, но дело сделано: подарок от «непризнанной в Европе» части Российской Федерации вручен. А что с ним дальше будет - так ведь дело уже сделано, не так ли?
Нефутбольная тема
Юрий Сигов, Вашингтон
Прошедший чемпионат Европы по футболу, а также завершение Кубка Америки, в котором победила впервые за 30 лет Аргентина, подняли важнейший на сегодняшний день вопрос (кроме, наверное, проблемы количества уколов вакциной что больных, что здоровых) для всего более или менее цивилизованного человечества. И это, заметьте, не наука или техника, и не культура с образованием, а Его Величество футбол.
Как ГЧП становится ЧП
А страдают простые люди
Владимир ИВАНОВ, Семей-АлматыГОРОД Семей, одна из исторических столиц Казахстана, один из вчерашних центров науки, искусства и просвещения казахов, сегодня выглядит, как депрессивный райцентр, коим, фактически, он и является. После упразднения еще в 1997 году Семипалатинской области, город с населением более 320 тысяч человек стал крупнейшим в стране населенным пунктом, не имеющей республиканского или даже областного значения. Одна из острейших проблем для сегодняшнего Семея – общественный транспорт, скандал вокруг которого вышел далеко за пределы Восточно-Казахстанской области. Мы попытались разобраться в том, кто прав, а кто виноват в том, что жители 300-летнего города часами стоят на остановках под палящим солнцем, в лютый мороз и промозглый ветер. Как ни странно, конфликт между акиматом Семея и автобусным парком возник на почве отношений государственно-частного партнерства (ГЧП), призванного, наоборот, всячески облегчать жизнь граждан.
Слушающее государство
Сегодня идёт разговор о том, насколько мы можем доверять технологии, которая окружает нас, и правительству, которое регулирует её использование. Вместе мы можем найти лучший баланс, положить конец массовой слежке и напомнить правительству о том, что если оно действительно хочет знать, что мы чувствуем — всегда дешевле спросить, чем шпионить.
Эдвард Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ
Очередной скандал с израильским шпионским софтом для слежки за смартфонами, начавшийся после того, как журналисты и правозащитники ряда стран, объединённые в OCCRP, обнаружили список телефонов заражённых им, неожиданно затронул и Казахстан. Но если первоначально говорилось о том, что это правительства используют шпионские способы, чтобы следить за журналистами, правозащитниками и политическими оппонентами, как это было в случае с гибелью саудовского журналиста Хашогги, то в нашем случае оказалось, что под колпаком у Pegasus (так называется эта программа) находятся не только оппоненты власти, но и, возможно, действующие премьер-министр и президент Казахстана (!). Естественно, всплывает вопрос: а кто вообще может прослушивать руководство нашей страны? И что теперь с этим будут делать наши компетентные органы? Самое скандальное тут то, что производители софта, израильская компания NSO GROUP, утверждает, что «продает технологии лишь правоохранительным и разведывательным службам благонадежных властей с единственной целью - для предотвращения преступлений и терактов ради спасения жизней». Если нынешнее руководство страны тотально «под колпаком», то это опять возвращает нас к вопросу о том, кто же принимает решения в нашей стране?
И кто у нас здесь предатель?
Юрий Сигов, Вашингтон
Так уж устроена человеческая жизнь, что как все вокруг идет своим чередом, нет революций, катаклизмов, всяких ковидов сто пятидесятой волны – так все в принципе бывают довольными имеющимися в стране властями. Потому как если что вдруг где-то не так пойдет, то есть выборы (не важно, как устроенные). Можно на них пойти, и поменять своими голосами тех, кто по каким-то причинам не справляются со своими руководящими обязанностями. И тогда ситуация останется в целом стабильной, а в чем-то обязательно наступят некие улучшения.
Новая революция в Кыргызстане
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
СЕРЕДИНА лета выдалась аномально жаркой в Кыргызстане. Впервые за более чем два десятка лет наблюдений министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) КР признало повышение температуры свыше +40 градусов. Такая же раскаленная погода и в политике, где в эти дни также назревает ситуации, которая может спровоцировать чрезвычайные события уже ближайшей осенью.
В режиме аврала
Или Как Кабмин хочет успеть вакцинировать миллионы казахстанцев до сентября?
«ДН»
14 ИЮЛЯ главный санитарный врач РК Киясов обновил постановление об ограничении допуска для работников сферы услуг без вакцинации. Согласно поручению президента, правительство должно было установить сроки проведения вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса «реалистичными, без признаков кампанейщины». Теперь установлен следующий дедлайн: «в срок до 10 августа 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, а в срок до 1 сентября 2021 года – вторым компонентом вакцины от COVID-19 работников (за исключением лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания и переболевших COVID-19 в течение последних 3-х месяцев)». При этом не совсем понятно, какое количество граждан должно быть охвачено этим распоряжением? Если ориентироваться на слова президента Токаева (а сроки установлены, именно по его прямому указанию), то речь по-прежнему идет о 10 миллионах граждан. Если ориентироваться на цифры экономически активного населения, то там около 9 млн. человек. Сам Кабмин хитро не обязывает себя точными цифрами в постановлении. Оно и понятно – если ориентироваться на известные показатели, то видно, что осуществление данных планов практически невозможно…
Один за всех
Один раз может ошибиться каждый. Два раза — каждый второй. Три раза подряд ошибается далеко не каждый, и тут уже напрашиваются предварительные выводы.
Сирил Норткот Паркинсон, британский историк и писатель, из книги «Законы Паркинсона»
В КОНЦЕ ПРОШЛОЙ недели под председательством президента Касым-Жомарта Токаева состоялось расширенное заседание правительства Республики Казахстан, в котором участвовали не только премьер с министрами, но также акимы регионов, руководители крупных госорганов и нацкомпаний. Самый громкий результат – увольнение министра сельского хозяйства. Впрочем, Токаев еще поругал непонятно кого за то, что они сорвали поставку вакцины Pfizer, транспортников – за дороги, энергетиков – за простой НПЗ и рост цен на бензин, финансовый сектор – за инфляцию. О том, что правительство и Минздрав не смогли выполнить собственные планы по вакцинации населения, Токаев упоминать не стал, ограничился пожеланием: «сроки вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса в Казахстане должны быть реалистичными». После этого президент убыл в краткосрочный отпуск в ВКО, а нам, видимо, предложено поверить в то, что он все же имеет власть увольнять чиновников в ранге министра. Вериться в это по-прежнему с трудом, ведь сам Токаев обещал «сделать оргвыводы» именно в отношении Кабмина и Минздрава, но не сделал. И если уж на то пошло, то проблемы, утопившие Сапархана Омарова, в первую голову вызваны объективными причинами – засухой, либо накопились за все три десятилетия независимости и не могли быть решены быстро, особенно на фоне коронавируса. В противоположность этому основные промахи Минздрава были сделаны самими чиновниками, которые должны были уже научиться работать в чрезвычайных условиях. Да, и в целом это выглядит странно – за падеж скота у нас, получается, снимают с должности, а за смерти людей – нет.
Долговая арифметика
Пандемия коронавируса, падение цен на нефть и стоимость национальной валюты в прошлом году сопровождалось ухудшением макроэкономических показателей Казахстана, в том числе – внешнего сектора. В начале этого года также произошло сокращение стоимостных объемов экспорта, продолжился рост валового внешнего долга, несмотря на улучшение внешних и внутренних условий. Похоже, положительное влияние роста нефтяных цен на показатели внешнего сектора проявится с временным лагом.
Высокая сырьевая зависимость казахстанской экономики отражается на том, что показатели внешнеэкономической деятельности и экономики в целом определяются преимущественно конъюнктурой мировых цен на экспортные товары, в первую очередь – на нефть. Вслед за ценами, как правило, меняются не только стоимостные объемы экспорта и импорта но и другие параметры внешнеторгового оборота и экономики в целом, а влияние физических объемов экспорта остается ограниченным. Ухудшение ценовой конъюнктуры в прошлом году было обусловлено распространением коронавируса, что в совокупности усилило давление на отечественную экономику.
«Афганский подарок» для Центральной Азии
Юрий Сигов, Вашингтон
Так уж устроена вся система современных международных отношений, что создать проблему, раздуть из нее некую вселенскую катастрофу, подзуживать годами так называемое «обеспокоенное общественное мнение» куда проще, чем просчитать заранее, чем это все обойдется, и к чему в конечном итоге приведет. Можно перечислять десятки только за последние годы международных событий, когда все с ног на голову этим самым сообществом переворачивалось, разрушалось, разваливалось, причем умышленно. А затем выяснялось, что все это - миллиарды пущенных коту под хвост то долларов, то евро.
Это фиаско, Кабмин?
«ДН»
НА ЭТОЙ неделе правительство Казахстана неожиданно начало защищать свое право ввести самую свирепую меру по борьбе с коронавирусом – всеобщую обязательную вакцинацию населения. При этом подобная мера на настоящий момент принята только в соседних Таджикистане и Туркменистане (которые половину времени пандемии вовсе отрицали ее наличие) да в Индонезии, ориентироваться на которые для нас пока еще как-то странно. Ни в какой из развитых стран, даже потерявших сотни тысяч граждан от вируса, такого нет. Там пока говорят лишь об обязанности прививаться для некоторых довольно узких групп населения, вроде медиков, госслужащих и подобных им служащих. Даже в соседней России, где дела с новым штаммом коронавируса обстоят очень трагично, а страна сама производит вакцину, президент Путин продолжает «не поддерживать» обязательную вакцинацию для всех граждан. Зачем же правительство Казахстана пытается убедить своих граждан, что имеет право обязать всех казахстанцев привиться от коронавируса? Все выглядит, как констатация провала планов привить до начала осени 10 миллионов граждан, что в качестве основной задачи по противодействию коронавирусу поставил себе сам премьер Мамин. Согласно официальной статистике, на 8 июля привиты полностью всего 2,2 миллиона казахстанцев. Совершенно очевидно, что за оставшиеся 2 неполных месяца 7,8 миллионов добровольцев властям просто не найти, если за 5 месяцев они убедили или заставили пройти прививку более чем в три раза меньшее количество людей. И не потому, что граждане страны «упертые антиваксеры», а по гораздо более банальной причине – люди просто не верят властям. И, как показывает практика, совершенно обосновано. Это, как говорят в интернете, фиаско, братан…