Новости
-
Editorials (1)
-
Общество (1)
-
Банки и финансы (1)
-
Компании и рынки (1)
-
Мир и политика (6)
-
Weekend (0)
-
Архив (1110)
-
Новости (18)
Как ГЧП становится ЧП
А страдают простые люди
Владимир ИВАНОВ, Семей-АлматыГОРОД Семей, одна из исторических столиц Казахстана, один из вчерашних центров науки, искусства и просвещения казахов, сегодня выглядит, как депрессивный райцентр, коим, фактически, он и является. После упразднения еще в 1997 году Семипалатинской области, город с населением более 320 тысяч человек стал крупнейшим в стране населенным пунктом, не имеющей республиканского или даже областного значения. Одна из острейших проблем для сегодняшнего Семея – общественный транспорт, скандал вокруг которого вышел далеко за пределы Восточно-Казахстанской области. Мы попытались разобраться в том, кто прав, а кто виноват в том, что жители 300-летнего города часами стоят на остановках под палящим солнцем, в лютый мороз и промозглый ветер. Как ни странно, конфликт между акиматом Семея и автобусным парком возник на почве отношений государственно-частного партнерства (ГЧП), призванного, наоборот, всячески облегчать жизнь граждан.
Слушающее государство
Сегодня идёт разговор о том, насколько мы можем доверять технологии, которая окружает нас, и правительству, которое регулирует её использование. Вместе мы можем найти лучший баланс, положить конец массовой слежке и напомнить правительству о том, что если оно действительно хочет знать, что мы чувствуем — всегда дешевле спросить, чем шпионить.
Эдвард Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ
Очередной скандал с израильским шпионским софтом для слежки за смартфонами, начавшийся после того, как журналисты и правозащитники ряда стран, объединённые в OCCRP, обнаружили список телефонов заражённых им, неожиданно затронул и Казахстан. Но если первоначально говорилось о том, что это правительства используют шпионские способы, чтобы следить за журналистами, правозащитниками и политическими оппонентами, как это было в случае с гибелью саудовского журналиста Хашогги, то в нашем случае оказалось, что под колпаком у Pegasus (так называется эта программа) находятся не только оппоненты власти, но и, возможно, действующие премьер-министр и президент Казахстана (!). Естественно, всплывает вопрос: а кто вообще может прослушивать руководство нашей страны? И что теперь с этим будут делать наши компетентные органы? Самое скандальное тут то, что производители софта, израильская компания NSO GROUP, утверждает, что «продает технологии лишь правоохранительным и разведывательным службам благонадежных властей с единственной целью - для предотвращения преступлений и терактов ради спасения жизней». Если нынешнее руководство страны тотально «под колпаком», то это опять возвращает нас к вопросу о том, кто же принимает решения в нашей стране?
И кто у нас здесь предатель?
Юрий Сигов, Вашингтон
Так уж устроена человеческая жизнь, что как все вокруг идет своим чередом, нет революций, катаклизмов, всяких ковидов сто пятидесятой волны – так все в принципе бывают довольными имеющимися в стране властями. Потому как если что вдруг где-то не так пойдет, то есть выборы (не важно, как устроенные). Можно на них пойти, и поменять своими голосами тех, кто по каким-то причинам не справляются со своими руководящими обязанностями. И тогда ситуация останется в целом стабильной, а в чем-то обязательно наступят некие улучшения.
Новая революция в Кыргызстане
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
СЕРЕДИНА лета выдалась аномально жаркой в Кыргызстане. Впервые за более чем два десятка лет наблюдений министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) КР признало повышение температуры свыше +40 градусов. Такая же раскаленная погода и в политике, где в эти дни также назревает ситуации, которая может спровоцировать чрезвычайные события уже ближайшей осенью.
В режиме аврала
Или Как Кабмин хочет успеть вакцинировать миллионы казахстанцев до сентября?
«ДН»
14 ИЮЛЯ главный санитарный врач РК Киясов обновил постановление об ограничении допуска для работников сферы услуг без вакцинации. Согласно поручению президента, правительство должно было установить сроки проведения вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса «реалистичными, без признаков кампанейщины». Теперь установлен следующий дедлайн: «в срок до 10 августа 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, а в срок до 1 сентября 2021 года – вторым компонентом вакцины от COVID-19 работников (за исключением лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания и переболевших COVID-19 в течение последних 3-х месяцев)». При этом не совсем понятно, какое количество граждан должно быть охвачено этим распоряжением? Если ориентироваться на слова президента Токаева (а сроки установлены, именно по его прямому указанию), то речь по-прежнему идет о 10 миллионах граждан. Если ориентироваться на цифры экономически активного населения, то там около 9 млн. человек. Сам Кабмин хитро не обязывает себя точными цифрами в постановлении. Оно и понятно – если ориентироваться на известные показатели, то видно, что осуществление данных планов практически невозможно…
Один за всех
Один раз может ошибиться каждый. Два раза — каждый второй. Три раза подряд ошибается далеко не каждый, и тут уже напрашиваются предварительные выводы.
Сирил Норткот Паркинсон, британский историк и писатель, из книги «Законы Паркинсона»
В КОНЦЕ ПРОШЛОЙ недели под председательством президента Касым-Жомарта Токаева состоялось расширенное заседание правительства Республики Казахстан, в котором участвовали не только премьер с министрами, но также акимы регионов, руководители крупных госорганов и нацкомпаний. Самый громкий результат – увольнение министра сельского хозяйства. Впрочем, Токаев еще поругал непонятно кого за то, что они сорвали поставку вакцины Pfizer, транспортников – за дороги, энергетиков – за простой НПЗ и рост цен на бензин, финансовый сектор – за инфляцию. О том, что правительство и Минздрав не смогли выполнить собственные планы по вакцинации населения, Токаев упоминать не стал, ограничился пожеланием: «сроки вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса в Казахстане должны быть реалистичными». После этого президент убыл в краткосрочный отпуск в ВКО, а нам, видимо, предложено поверить в то, что он все же имеет власть увольнять чиновников в ранге министра. Вериться в это по-прежнему с трудом, ведь сам Токаев обещал «сделать оргвыводы» именно в отношении Кабмина и Минздрава, но не сделал. И если уж на то пошло, то проблемы, утопившие Сапархана Омарова, в первую голову вызваны объективными причинами – засухой, либо накопились за все три десятилетия независимости и не могли быть решены быстро, особенно на фоне коронавируса. В противоположность этому основные промахи Минздрава были сделаны самими чиновниками, которые должны были уже научиться работать в чрезвычайных условиях. Да, и в целом это выглядит странно – за падеж скота у нас, получается, снимают с должности, а за смерти людей – нет.
Долговая арифметика
Пандемия коронавируса, падение цен на нефть и стоимость национальной валюты в прошлом году сопровождалось ухудшением макроэкономических показателей Казахстана, в том числе – внешнего сектора. В начале этого года также произошло сокращение стоимостных объемов экспорта, продолжился рост валового внешнего долга, несмотря на улучшение внешних и внутренних условий. Похоже, положительное влияние роста нефтяных цен на показатели внешнего сектора проявится с временным лагом.
Высокая сырьевая зависимость казахстанской экономики отражается на том, что показатели внешнеэкономической деятельности и экономики в целом определяются преимущественно конъюнктурой мировых цен на экспортные товары, в первую очередь – на нефть. Вслед за ценами, как правило, меняются не только стоимостные объемы экспорта и импорта но и другие параметры внешнеторгового оборота и экономики в целом, а влияние физических объемов экспорта остается ограниченным. Ухудшение ценовой конъюнктуры в прошлом году было обусловлено распространением коронавируса, что в совокупности усилило давление на отечественную экономику.
«Афганский подарок» для Центральной Азии
Юрий Сигов, Вашингтон
Так уж устроена вся система современных международных отношений, что создать проблему, раздуть из нее некую вселенскую катастрофу, подзуживать годами так называемое «обеспокоенное общественное мнение» куда проще, чем просчитать заранее, чем это все обойдется, и к чему в конечном итоге приведет. Можно перечислять десятки только за последние годы международных событий, когда все с ног на голову этим самым сообществом переворачивалось, разрушалось, разваливалось, причем умышленно. А затем выяснялось, что все это - миллиарды пущенных коту под хвост то долларов, то евро.
Это фиаско, Кабмин?
«ДН»
НА ЭТОЙ неделе правительство Казахстана неожиданно начало защищать свое право ввести самую свирепую меру по борьбе с коронавирусом – всеобщую обязательную вакцинацию населения. При этом подобная мера на настоящий момент принята только в соседних Таджикистане и Туркменистане (которые половину времени пандемии вовсе отрицали ее наличие) да в Индонезии, ориентироваться на которые для нас пока еще как-то странно. Ни в какой из развитых стран, даже потерявших сотни тысяч граждан от вируса, такого нет. Там пока говорят лишь об обязанности прививаться для некоторых довольно узких групп населения, вроде медиков, госслужащих и подобных им служащих. Даже в соседней России, где дела с новым штаммом коронавируса обстоят очень трагично, а страна сама производит вакцину, президент Путин продолжает «не поддерживать» обязательную вакцинацию для всех граждан. Зачем же правительство Казахстана пытается убедить своих граждан, что имеет право обязать всех казахстанцев привиться от коронавируса? Все выглядит, как констатация провала планов привить до начала осени 10 миллионов граждан, что в качестве основной задачи по противодействию коронавирусу поставил себе сам премьер Мамин. Согласно официальной статистике, на 8 июля привиты полностью всего 2,2 миллиона казахстанцев. Совершенно очевидно, что за оставшиеся 2 неполных месяца 7,8 миллионов добровольцев властям просто не найти, если за 5 месяцев они убедили или заставили пройти прививку более чем в три раза меньшее количество людей. И не потому, что граждане страны «упертые антиваксеры», а по гораздо более банальной причине – люди просто не верят властям. И, как показывает практика, совершенно обосновано. Это, как говорят в интернете, фиаско, братан…
Орхан-гейт
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В КЫРГЫЗСТАНЕ вновь разгорелся скандал вокруг пропажи руководителя образовательной сети «Сапат» гражданина Турции и Кыргызстана Орхана Инанды. Так, как и предполагали соратники пропавшего, он обнаружился в Анкаре, в руках силовиков Эрдогана. И произошло это после того, как президент Кыргызстана Садыр Жапаров, по его словам, прямо спрашивал своего турецкого коллегу о судьбе Инанды, а тот ответил, что не в курсе. Кыргызская оппозиция уже заявила, что теперь будет настаивать на импичменте Жапарову.
Талибы возвращаются-2
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Карл Маркс, немецкий философ
СИТУАЦИЯ в Афганистане продолжает ухудшаться. По крайней мере для официального правительства, силы которого в панике бегут от боевиков движения «Талибан», сдавая без боя им целые районы страны. Количество солдат афганской национальной армии, бежавших в соседний Таджикистан, за последние дни возросло до двух с половиной тысяч (!). Ранее Вашингтон обратился к странам Центральной Азии с просьбой принять у себя около 9,000 афганцев из числа тех, кто активно сотрудничал с войсками западной коалиции, а теперь считает, что талибы могут их убить. Отряды повстанческого движения вышли к границам всех стран по северу от Афганистана – Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. Душанбе уже начал мобилизацию 20 тысяч резервистов, чтобы усилить оборону своих южных рубежей. Телефонные переговоры между президентами стран региона проходят чуть ли не ежедневно. Однако, главная опасность для режимов стран бывшей советской Средней Азии вовсе не в продвижении афганских повстанцев, которые, наверное, уже устали заверять, что границы своей страны не перейдут. А в том, что внутри них самих зреют неразрешимые противоречия – из-за социального расслоения, нехватки базовых ресурсов, засухи, коррупции, непотизма и прочих проблем, решить которые местные элиты просто не в состоянии, ибо, зачастую, являются их источниками. Вмешательство внешних игроков становится все более вероятным, а, значит, обострится и конкуренция между ними. На этом фоне еще больше сужается пространство для маневра для самих политических элит стран региона.
Годовая инфляция повысилась до 7,9%
Нигмат РАМАЗАНОВ
Первая половина года ознаменовалась улучшением внешних и внутренних условий, несмотря на сохранение сложной ситуации с пандемией коронавируса. Повышение мировых цен на сырьевые товары положительно отразилось на статистике реального сектора, в то время как влияние этих факторов на показатели монетарной политики оказалось не столь выраженным.
Мировые приколисты
Юрий Сигов, Вашингтон
Много уже сказано и написано о том, что вирусное сумасшествие не только на какое-то короткое время поменяло не просто распорядок, но и весь смысл жизни целой человеческой цивилизации. Все больше признаков того, что все эти безумия и абсурднейшие вещи, которые мы нынче наблюдаем, могут остаться с нами навсегда. И чем дальше, тем нас будут все больше убеждать в невероятной подобного необходимости. И в том, что лучше уж жить с такими странностями и ограничениями чем не жить вовсе.
Три «Т» Жапарова:
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ глава Кыргызской республики неожиданно встретился со своими таджикским и туркменским коллегами. Большинство обозревателей уверены, что в этой поездке Садыр Жапаров активно продвигал интересы, прежде всего, главного кредитора своей страны – Китая, а уже во вторую очередь – Кыргызстана. Пекин крайне заинтересован в том, чтобы построить еще одну веточку трубопровода из Туркменистана – но уже не через Узбекистан и Казахстан, а по югу – через Таджикистан и Кыргызстан. Для Бишкека поддержка этих планов, возможно, плотно завязана на обеспечение лояльности КНР в деле выплаты процентов по китайским кредитам, пик которых приходится на этот год, а денег для этого нет. Ранее, Жапаров уже казалось бы добился прорыва в деле размежевания границ с Узбекистаном, чтобы обеспечить реализацию строительства железнодорожной магистрали из Китая в Фергану, но эти планы были заморожены после однодневной войны с Таджикистаном. Но, видимо, даже после этого, своего оптимизма по поводу транзитного потенциала своей страны кыргызский лидер не утратил. Или у него просто нет выбора, и кредитору нужно помогать любой ценой, чтобы получить отсрочку по выплатам…
Коммунистический век
«ДН»
НА ЭТОЙ неделе правящей в соседнем Китае коммунистической партии исполнилось 100 лет. В честь этого в столице страны состоялся парад и специально собранные 70 тысяч зрителей рукоплескали речи председателя КНР Си Цзиньпина. В ней китайский лидер заявил об успешном построении «среднезажиточного общества», а также дал словесный отпор Западу, который обвиняет официальный Пекин в проведении репрессивной политики против национальных и религиозных меньшинств в СУАР, подавлении демократических порядков в Гонконге и защищает независимость Тайваня, последней китайской территории, на которой не была установлена власть коммунистов. Для китайского лидера подобные юбилеи должны играть важную роль, если он намерен постараться сохранить свою власть и после окончания традиционного 10-летнего срока правления, который отсчитывается с 2013 года. К своему юбилею компартия Китая подошла не только с цифрами и лозунгами, сегодня она реализует самый крупный социально-политический эксперимент со времен Русской революции 1917 года. В его рамках тотальный (возможно, даже тоталитарный) контроль над обществом осуществляется при помощи искусственного интеллекта, который устанавливает и следит за так называемым «социальным рейтингом» граждан, отчего зависит уровень их жизни и доступных прав. Впрочем, само то, что китайские коммунисты подошли к необходимости тоталитарного контроля над личностью в XXI веке, говорит о глубоком идеологическом кризисе, в котором пребывает «социализм с китайским лицом», столкнувшийся с ситуацией, когда без ограничений свобод и прав богатеющих граждан страны они просто не смогут продолжать править в Поднебесной. Ближайшие годы должны показать, подошло ли человечество к той грани, когда строительство подобного тоталитарного общества уже стало возможным, или естественные силы рынка, а также человеческого общества смогут пересилить искусственный разум КПК?