Новости
-
Editorials (1)
-
Общество (1)
-
Банки и финансы (1)
-
Компании и рынки (0)
-
Мир и политика (8)
-
Weekend (0)
-
Архив (1128)
-
Новости (18)
Вирусное затмение
Весь мир стоит на ушах от неведомой заразы, но, по сути дела, никто до сих пор не знает, что же все-таки с ней происходит. Почему?
Юрий Сигов, вашингтон
Согласитесь, давно уже не было в мире столь объединяющей всех вокруг темы для дискуссий, как неведомый никому и косящий все живое вирус. От которого вроде бы пока и спасу нет, и вакцин никаких до сих пор самые умные головы человечества не придумали. И закрывается-запирается все вокруг какими-то уж очень стахановскими темпами. А что: повесил маску на лицо, помыл руки с мылом, да еще желательно делать такое по десятку раз на день - и долой заражение, берегись вирус, мы тебя точно совместными усилиями победим!
Вирус и нефть уронили тенге
Нигмат РАМАЗАНОВ
Начало текущего года, как и предыдущего, ознаменовалось улучшением позиций тенге к свободно конвертируемым валютам основных торговых партнеров. Вместе с тем в отличие от предыдущего года наблюдалось ускорение роста цен на потребительские товары и услуги. Кроме того, в январе наблюдалось сжатие денежной базы, сократились объемы депозитов, кредитов банков реальному сектору экономики. В начале марта произошло обвальное снижение котировок нефти и курса тенге.В январе мир узнал об эпидемии коронавируса, хотя вспышка заболевания была зафиксирована в декабре прошлого года. С каждым днем число подхвативших опасную инфекцию росло, и эта тема стала новостью номер один. Вирусная атака быстро распространялась по всему миру, оказывала негативное влияние на финансовый и товарные рынки, на развитие глобальной экономики в целом. По оценкам экономистов, потери мировой экономики от коронавируса могут составить от 1,1 трлн. до 400 млрд. долларов США, снизить уровень ВВП на 1,3 - 0,5% по сравнению с предыдущим прогнозом.
Пандемия отменила Наурыз
Коронавирус ударил по Казахстану
ДН
ХОТЯ ОФИЦИАЛЬНО коронавирус в Казахстане пока не был зафиксирован (при том, что власти загадочно намекнули на «ожидаемое» появление болезни буквально на днях), на этой неделе наша страна почувствовала на себе все «прелести» получившей статус пандемии (глобальной эпидемии) хвори - как экономические (в виде падения цен на основной экспортный товар и падение курса тенге), так и социальные (отмена массовых мероприятий, длительные каникулы в школах и вузах). Народ тихонько паникует по поводу курса тенге и скупает продовольствие и туалетную бумагу в торговых центрах, а власти всячески успокаивают население, убеждая, что у них достаточно средств и резервов для обеспечения рынков товарами, исполнения планов социальных выплат и валютных инфляций для сдерживания курса доллара. К мерам властей наши граждане по привычке настроены скептично, чему способствует и нервозная международная ситуация: на днях США полностью блокировали любое сообщение с Европейским союзом, под полный карантин ушла Италия, вирус диагностировали у члена кабмина Великобритании, а в Германии ждут, что коронавирусом переболеет большинство населения. Ну, и тот факт, что пандемия вслед за ценами на нефть обрушила биржи по всему миру, тоже как бы не вселяет оптимизма - Казахстан с трудом справляется с проблемами внутренними, и в сопротивляемость нашей экономики глобальным вызовам верится с трудом.
Вера и научный анализ
Или чем опасны ложные предпосылки
«Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание,
но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием
как следует».
Василий Ключевский, русский историк
БУКВАЛЬНО вчера у автора этих строк вышел интересный обмен мнениями на тему крайне щепетильную и тонкую - о науке и религии. Мой уважаемый визави довольно жестко противопоставлял научный подход, основанный на фактах, опытах, исследованиях и доказательствах, религиозному - требующему безусловной веры, в отсутствие ощутимых доказательств. Ваш покорный слуга же убежден, что для жесткости такого противопоставления оснований так много, и в основе науки тоже есть некая вера, которая не может быть измерена, оценена или доказана, поскольку она заключается в постулате изначально непроверяемом: о познаваемости мироздания (ну или если кому больше нравится - Вселенной). То есть науку движет идея, а вернее, вера в то, что все можно понять, раскрыть его сущность и объяснить некими «естественными причинами», выявляемыми закономерностями, хотя даже в диалектическом материализме об этом говорится, скорее, как о принципиальной возможности, чем о практике. Ну, и достаточно очевидно, что мы говорим именно о категориях веры, ведь даже в атеистической картине мира признается бесконечность Вселенной или Вселенных, а значит подтвердить это утверждение на практике просто невозможно, поскольку речь идет о процессе бесконечного познания. Если же отвлечься от явлений высокого уровня абстракции и вернуться на нашу грешную Землю, то мы можем заметить, что и на уровне, где исследования, доказательства и факты, казалось бы, должны исключить субъективный подход, именно безоговорочная вера в определенные постулаты продолжает играть роль куда более важную, чем должно при научном подходе. И ладно бы, если бы речь шла опять же об отвлеченных вещах, но, к сожалению, все это часто касается и обычных обывателей, а также государств, которые регулируют жизнь общества. А уж если они начинают заниматься всем этим на основании недостоверных предпосылок, то это становится самой настоящей проблемой.
Повоевал? Получи по полной
Кто такие «ветераны войны и тыла» и почему им все время надо что-то и кому-то доказывать?
Юрий Сигов, вашингтон
Как только приближается какая-то памятная дата, связанная с той или иной военной кампанией (что региональной, что мировой, что даже чисто операционной, осуществленной в одном конкретном месте против одного конкретного противника), так начинаются бурные общественные дискуссии на тему как относиться к ветеранам этих войн. Причем частично это волнует и широкие круги общественности, но по большей части - все же круги в стране правящие. Потому как именно им придется либо в очередной раз на этих самых ветеранов раскошеливаться из государственного бюджета, либо прикинуться «несознательными элементами» и ничем ветеранов не награждать.
Кыргызская весна:
время митингов
Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК
Едва март вступил в свои права, как в Кыргызстане очередной митинг. Правда, он быстро закончился разгоном, но тем не менее, дал старт новой волне гражданского протеста по весне. Сейчас многих волнует вопрос: на этом все обойдется или еще чего ждать? Зато точно есть один результат - теперь все митинги из-за угрозы коронавируса запрещены до 1 июля. Под строгий запрет попал даже марш феминисток.О том, что в самом начале марта предстоит ждать выхода на улицы людских масс, речь шла еще с конца прошлого года. Были два вопроса - девиз будущей акции протеста и точная дата акции. В комментариях в социальных сетях еще около месяца назад промелькнула дата - 2 марта. Мало кто на нее обратил внимания. Да и власти хранили молчание - получили ли они извещение от организаторов, разрешена ли акция протеста и определено ли место сбора людей. По действующему законодательству проведение митингов имеет уведомительный характер и место для этого лишь одно - памятник Максиму Горькому, через квартал на запад от Дома правительства.
Поворот не туда,
или За что американские правозащитники критикуют США
«Иногда говорят: «Свобода не дается даром». Это верно. Никакая внешняя сила не подарит угнетенным свободу, которой они так жаждут. Народ должен научиться брать свободу сам, и труд этот нелегок. Если люди поймут, что требуется для их освобождения, они смогут выработать план своих действий, которые благодаря тяжелому труду, в конце концов, приведут их к свободе. Тогда они смогут, что тоже трудно, построить новый демократический порядок и подготовиться к его защите. Свобода, завоеванная в такой борьбе, станет долговечной, если ее будут поддерживать упорные люди, стремящиеся ее сохранить и преумножить».
Джин Шарп, «От диктатуры к демократии»
ЕЖЕГОДНЫЙ отчет о состоянии политических прав и гражданских свобод в странах мира, выпущенный на этой неделе базирующимся в Вашингтоне НПО FreedomHouse, критикует не только автократов и диктаторов, но также и лидеров крупнейших демократий мира. В докладе, который вышел под названием «Свобода в мире - 2020: борьба за демократию в отсутствие лидеров», отмечается, что наступление на права человека в несвободных странах происходит на фоне «отказа таких стран, как США, от выполнения традиционной роли защитника демократии». В итоге FreedomHouse, бюджет которого на 80% зависит от грантов американского правительства, заявляет, что «ситуация с глобальной свободой ухудшается 14-й год подряд». Говоря о нашей стране, американские правозащитники отметили несвободу прошедших в прошлом году президентских выборов и подавление митингов. С учетом того, что шансы демократического кандидата на американских выборах в этом году против Дональда Трампа не слишком высоки, то мы не удивимся, если эта тенденция продолжится и дальше…
Девятнадцать друзей АША
(Алмазбека Шаршеновича Атамбаева)
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В СТОЛИЦЕ КЫРГЫЗСТАНА на этой неделе следствие официально предъявило обвинения 19 лицам по событиям в селе Кой-Таш, где в прошлом году экс-президент страны отбивался от спецназа. Процедура обвинения в совершении тяжких преступлений (в том числе убийство одного из спецназовцев, захват заложников, оружия и другие) пришлась на период ухудшения здоровья бывшего главы государства, находящегося в следственном изоляторе, откуда он отказывается посещать заседания судов по другим обвинениям.
Рост ВВП повысился до 4,5%
Нигмат РАМАЗАНОВ
Положение дел в экономике страны в прошлом году характеризовалось ускорением роста, несмотря на снижение мировых цен на сырьевые товары. Начало этого года ознаменовалось появлением нового глобального риска в виде угрозы распространения коронавируса, возможного ухудшения ценовой конъюнктуры. Но в январе эти факторы, похоже, не оказали влияния на показатели отечественной экономики.
Смерть в столичном СИЗО
ДН
ЗАДЕРЖАНИЕ и смерть в СИЗО гражданского активиста Дулата Агадила на этой неделе вызвали мощнейший резонанс в казахстанском обществе. Часть этой трагической истории прошла и проходит буквально на глазах пользователей социальных сетей, и власти страны, понимая, насколько ситуация может быть взрывоопасной, стремятся убедить население, что никакой вины правоохранителей в происшедшем нет. Одновременно, видимо, не слишком надеясь на убедительность своих заявлений, полиция жестко задерживает тех, кто вышел к зданиям ДВД после смерти Агадила, пытался попасть на его похороны, а также часть тех, кто в них участвовал (всего, по данным очевидцев, в жаназа-намазе участвовало до тысячи человек) после. От того, насколько власти страны смогут убедить общественность, что это просто трагическая случайность, может зависеть внутриполитическая атмосфера в ближайшее время. Это видно хотя бы даже по тому факту, что едва ли не впервые за длительное время событие в Казахстане прокомментировали на уровне Госдепа США. «Мы глубоко обеспокоены смертью активиста Дулата Агадила в заключении в Казахстане и выражаем соболезнования его семье и друзьям. Мы ожидаем полного и тщательного расследования и поддерживаем проведение президентом реформ, направленных на обеспечение больших политических свобод», - цитирует заявление бюро госдепартамента по делам Южной и Центральной Азии агентство «КазТАГ». Чтобы оценить вовлеченность Вашингтона, можем отметить, что о каких-либо заявлениях с его стороны во время недавних трагических событий в селе Масанчи, где погибло более 10 человек, мы не припоминаем.
Остаются «при своих»
Или почему Казахстан слушает мировое сообщество лишь во второстепенных вопросах?
«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».
Статья 21 Международного пакта о гражданских
и политических правах, принятого резолюцией
2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН
от 16 декабря 1966 года
СМЕРТЬ оппозиционного активиста Дулата Агадила в столичном СИЗО на этой неделе неожиданно и радикально обострила проблему реформирования законодательства по митингам, обсуждение которого идет в настоящее время («ДН» писала об этом в номере ¹4 (1361) от 14 февраля 2020 года). Из «отвлеченного» и теоретического спора о каких-то параграфах и формулировках формально нового законопроекта теперь эта дискуссия может и, наверное, должна превратиться в осмысление трагедии, уже не возможной, а случившейся. Ибо покойный Агадил не только был известен, как активный пикетчик (за что постоянно оказывался в судах, где вроде как и «оскорбил» судью), но и смерть его вызвала мгновенную реакцию в виде коллективных собраний (фактически – по текущему законодательству и предлагаемому новому законопроекту – незаконных митингов) у зданий полиции в разных городах страны. Мы видим, что наши власти просто не хотят выполнять тех обязательств, которые налагает на нашу страну участие в базовых международных пактах, что компенсируют неожиданно активной «приверженностью» к рекомендациям «менее острых политически» конвенций. Эдакая игра в «политический преферанс» с международным сообществом, когда игрок легко сдает мелкие и второстепенные карты, чтобы взять козырями такое количество «взяток», чтобы остаться «при своих». Вроде как и не скажешь, что полностью игнорирует международную повестку дня, но и ясно, что в принципиальных вопросах не отступает ни на шаг.
Сборники современных писателей в переводах на языки ООН презентовали в Алматы
Владимир ИВАНОВ
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ в Доме дружбы в Алматы прошла презентация двух антологий современной казахстанской литературы, переведенных и изданных на 6 языках - русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском. Проект, являющийся одним из направлений программы «Рухани жангыру», инициированной елбасы Назарбаевым, реализован общественным фондом «Национальное бюро переводов» по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. На презентации присутствовали государственный секретарь РК Крымбек Кушербаев, министр культуры и спорта Актоты Раимкулова и аким города Алматы Бахытжан Сагинтаев.
Кто наполнит бездонную афганскую бочку?
Вне зависимости от того, договорятся ли о чем-то США и талибы, в Афганистане и дальше не будет ни мира, ни спокойствия
Юрий Сигов, вашингтон
Многочисленные встречи на разных уровнях, звонки по спутниковой связи, какие-то дипломатические намеки на якобы «вот-вот прорыв» в деле урегулирования ситуации вокруг Афганистана на самом деле не приносят ничего реально мирного и даже минимально спокойного. Обстановка вокруг этой страны остается не просто плохой, но самое главное - полностью неопределенной и непредсказуемой. Все те беды, ради которых начиналась большая всемирная война против студентов-талибов за 19 лет ее внешне бесконечных по времени бед и страданий, не только не уменьшаются, но и становятся все более угрожающими.
Зайсан волнуется
из-за китайского вируса
ДН
19 ФЕВРАЛЯ жители нескольких сел Зайсанского района Восточно-Казахстанской области, обеспокоенные слухами о планах властей разместить в их населенных пунктах граждан КНР, больных коронавирусом, буквально ворвались в больницы в своих населенных пунктах и начали выносить на улицу койки, выражая таким образом свой протест. Местные власти постарались успокоить население - иностранных граждан через нашу границу не пустят, но ждут пятерых казахстанцев, которые должны будут пройти через карантин, чтобы выяснить, заражены ли они или нет. Впрочем, нервозности добавляют и сами власти, которые не только приостановили прием посылок и почтовых отправлений из Китая, но и полностью запретили продавать туда медицинские маски.
Кризис коронавируса
«Невозможно решить проблему, пользуясь тем же мышлением, которое ее и создало».
Альберт Эйнштейн, физик
СИТУАЦИЯ с китайским вирусом, получившим, наконец, свое название COVID19, продолжает приковывать внимание всего мира. Сводки по умершим, подтвержденным случаям, излечившимся и количеству заразившихся публикуются ежедневно. Однако, кроме самой болезни, которая шокировала весь мир, есть еще и социально-экономический эффект, который может оказаться куда более значительным, чем в прошлом, и просчитать его - задача в чем-то не менее важная, чем подготовка лекарства от болезни. Уже сегодня мы говорим о самом настоящем экономическом кризисе международных масштабов, одним из итогов которого могут стать необратимые последствия для китайской модели развития, да и для самой роли этой страны на карте мира. Если еще буквально вчера многие считали даже не годы, а месяцы, когда Пекин сможет стать самой могущественной страной в мире, то теперь все это может стать мечтами о бумажном драконе, который стремительно превращается в «больного человека Азии». О том, насколько серьезно оценивает такие перспективы сам Пекин, можно судить по его реакции - журналистов The Wall Street Journal, использовавших последнее выражение, немедленно выслали из КНР. Впрочем, даже тотальная цензура уже не может скрывать тот факт, что китайская экономика находится в глубоком нокауте.