Новости
-
Editorials (1)
-
Общество (2)
-
Банки и финансы (1)
-
Компании и рынки (0)
-
Мир и политика (8)
-
Weekend (0)
-
Архив (1138)
-
Новости (17)
Нервная реакция
Нур-Султан недоволен резолюцией Европарламента
«ДН»
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ «ДН» писала о том, что парламент ЕС обсуждает резолюцию, посвященную правам человека в Казахстане. На момент выхода того номера, мы еще не имели итогового текста, но предположили, что вряд ли документ будет иметь далеко идущие последствия, поскольку Нур-Султан, еще будучи Астаной, наполучал таких «неудов» за демократию вагон и маленькую тележку. Однако, в этот раз оценка, данная европейскими парламентариями, упомянувшими санкции, как один из вариантов ответа на продолжение нарушений прав человека, вызвала очень жесткий ответ со стороны МИД РК, что сама по себе - вещь, если не беспрецедентная, то уж точно редкая. В чем может быть причина такой острой реакции на довольно рядовое констатирование фактов? Возможно, это связано с беспокойством за активы родственников руководства страны и государства, зарегистрированные в Европе, которая, после ужесточения отношений с Москвой, может начать более последовательное преследование «хищников», ограничивающих права своих граждан. Иного объяснения у нас пока нет.
Серединка на половинку
Частная собственность – просто еще одно обличье демократии. Она означает, что каждый должен иметь нечто такое, что он мог бы творить по своему образу и подобию.
Гилберт Честертон, английский писатель
Нигмат РАМАЗАНОВ
Первая половина февраля, вопреки прогнозам экспертов, ознаменовалась продолжением роста котировок на рынке нефти. Повышение цен до годового максимума способствовало укреплению тенге по отношению к доллару США и евро, что в свою очередь должно препятствовать ускорению инфляции на рынке потребительских товаров и услуг.
Хоть поверьте- хоть проверьте
Юрий Сигов, Вашингтон
… Поправив очки, невысокого роста и известный в Америке нынче куда больше, чем любой из членов Конгресса и министров администрации Дж. Байдена, этот человек мягким и вкрадчивым голосом сказал: «Я думаю, что одна маска на лице не очень хорошо защищает любого из нас от коронавируса. Лучше и надежнее одеть две маски, а еще лучше – три. Тогда можно гарантировать на 95 процентов защиту организма, даже если вообще на вас чихнул или кашлянул действительно заразный».
Свистопляска с кадрами и аресты
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Кыргызстане был установлен абсолютный рекорд по краткости нахождения на рабочем посту чиновника. За день в кресле городского главы сменилось 3 человека. Политологи считают эту кадровую свистопляску отражением дележа позиций «наверху» между кланами. На этом фоне громче всех пока прозвучал скандал с муфтиятом страны, который может иметь еще большие последствия. Глава мусульман лишился не только поста, но и свободы.
Привычные «неуды»
ВЧЕРА Европарламент в очередной раз рассматривал ситуацию с правами человека в Казахстане. Законодательный орган Европейского союза в очередной раз констатировал, что у нас с этим огромные проблемы. Накануне, негативные оценки казахстанская политическая система получила также от представителя Human Rights Watch и от аналитиков британского журнала The Economist, который определил нашу страну в список стран с авторитарным режимом. «Индекс демократии», подготовленный Economist Intelligence Unit, вышел под общим заголовком «У демократии во всем мире выдался плохой год». (Инфографику об этом смотрите, пожалуйста, на странице 2). Основной вывод прост: пандемия ударила по всем странам, но сильнее всего по демократиям. Положение оценивалось в 167 странах мира по 60 различным индикаторам, за которые можно было набрать максимум 10 баллов. Наша страна набрала 3,14 балла, заняв 128 место, что отражает весьма заметный рост: в прошлом году у нас было всего 2,94 балла и 139 место. Впрочем, наша страна по-прежнему характеризуется в рейтинге, как «авторитарный режим». Даже, если смена власти в 2019 году, а также декларируемые властями реформы и повлияли на оценку страны в мире, то не сильно. Наша страна, по-прежнему, не лучшее место для достойной жизни, впрочем, мы это и так знаем.
Космические перспективы Казахстана
Прежде, чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле.
Клиффорд Саймак, американский писатель
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поздравил наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда бен Заид аль-Нахаяна с достижением Объединённых Арабских Эмиратов в области освоения космоса: эта маленькая ближневосточная страна сумела вывести космическую станцию «аль-Амаль» («Надежда») на орбиту Марса. ОАЭ стали лишь пятым членом элитарного клуба стран, изучающих и осваивающих Красную планету – после США, России, Индии и ЕС. В погоне за Марсом, Эмираты сумели обойти Японию и Китай (!). «…В долгосрочной перспективе ставки в межпланетной гонке действительно могут обернуться для стран-участниц выигрышем поистине космических масштабов, - так описывает значение случившегося для Эмиратов и всего Ближнего Востока Би-Би-Си. - Речь не только об умозрительных «дивидендах» от возможного освоения космоса в будущем. В случае с «аль-Амаль» выигрыш может оказаться куда более скорым реальным и (тут просто напрашивается каламбур) приземленным. Разработчики миссии называют космическую программу Арабских Эмиратов наглядным свидетельством огромных изменений, произошедших на Ближнем Востоке в последние десятилетия». Кажется, только единственная условно космическая держава, которой является наша страна, не получает никаких дивидендов от своего статуса. Хотя, наверное, могла бы. При должном проворстве.
Отложенная проблема
Если судить по показателям, опубликованным Национальным банком, минувший год для банковской системы Казахстана выдался успешным, несмотря на негативное влияние коронавируса на экономику. Но вопрос в том, насколько реалистична эта благостная картина. Как представляется, позитивная статистика связана с отложенными проблемами и такая ситуация не может продолжаться долго. Рано или поздно придется формировать дополнительные резервы по неработающим кредитам, исходя из реальной платежеспособности заемщиков.
Перевоспитатели
Юрий Сигов, Вашингтон
Смена верховной власти в Белом доме в Вашингтоне породила уже много прогнозов и оценок будущего курса США. Причем если внутренние дрязги между республиканцами и демократами тех, кто живет в других странах, меньше всего волнуют, то изменения во внешней политике Соединенных Штатов могут очень даже сильно аукнуться даже самым удаленным географически от них государствам.
Экс-президент Жээнбеков уехал на умру
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
СУДЯ ПО ВСЕМУ, пошатнулся хрупкий фундамент договоренностей между бывшим президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым и недавно избранным Садыром Жапаровым. Первый ушел в отставку после прошлогодней октябрьской – третей в новейшей истории страны – революции, освободившей из тюрьмы Жапарова. Причем, в отличие от первых двух свергнутых глав государства, Жээнбеков не бежал из Бишкека, а остался в своей загородной резиденции (толпа брала штурмом Белый дом), и хотел даже остаться в своем кресле, но все же покинул его после нескольких встреч с Жапаровым. Тогда все говорили, что в обмен Жээнбекову был обещан иммунитет от уголовного преследования. Но, кажется, все договоренности в прошлом, поэтому экс-президент поспешил бежать. Тем временем, основной политический союзник Жапарова, глава Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев, громко обещает зачистку коррупционеров. На этом фоне в республике сформировалось новое правительство с новым премьером.
Железный Макс
«ДН»
ВЧЕРА рано утром в Атырау на свободу вышел Макс Бокаев, политический активист, известный тем, что в 2016 году собрал один из самых многочисленных протестных митингов в Казахстане. Его освобождение более-менее совпало с двумя знаковыми вещами – окончанием моратория на продажу земли иностранцам (правда, власти обещали ее все же не продавать), а также приговором российскому оппозиционеру Алексею Навальному, который получил 3,5 года тюрьмы по явно политизированным обвинениям. В России дело Навального вызвало рекордную за последние годы протестную активность, поэтому вполне естественно, что выход на свободу Бокаева привлекает повышенное внимание общественности и государственных органов. Если первая, особенно протестная ее часть, видит в освободившемся активисте потенциального «казахского Навального», то вторые явно пытаются сделать все, чтобы не допустить превращение Бокаева в живого катализатора протестов. Судя по всему, сам активист не собирается отсиживаться дома, соблюдая навязанные ему ограничения в политической деятельности, соответственно, можно прогнозировать, что в ближайшее время он столкнется с ответными мерами властей, которые, скорее всего, поступят с ним также, как Путин – с Навальным. Единственное, что неясно, это насколько многочисленную поддержку сможет мобилизовать Бокаев, пока не вернется в заключение. Вариант, что его деятельность может быть успешной и власти пойдут на выполнение его требований (среди которых новые выборы в мажилис), остается из разряда фантастики.
В ловушке бедности
Мы находимся сейчас в кризисе. Я надеюсь, что мы начинаем из него выходить со следующего года. 2017, 18, 19 года... С 2020 года, даст Бог, у нас будет хорошо. Цены не будут низкими, как сейчас. Мы новые объекты вводим по индустриализации, по всем делам. Аграрный комплекс поднимается. Будет лучше. Поэтому в начале этого старта подобрали новое правительство, людей опытных, хороших.
Нурсултан Назарбаев, первый президент Казахстана, в 2016-м году
УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ в Казахстане в прошлом году значительно вырос, а из-за онлайн-обучения социальное расслоение также будет только расти. Таковы выводы аналитиков Всемирного банка (ВБ), представивших недавно доклад по экономике страны, и влиянию на нее пандемии COVID-19. Так, по их подсчетам, за последние четыре года количество бедных в стране выросло, как минимум, в 2 раза – с 6% в 2016 году, до 12-14% по результатам 2020-го года (в прошлом году прогноз был – 12,7%). Еще одна негативная тенденция – снижение качества образования для детей, которым завтра нужно будет выходить на рынок труда, увеличение разницы в полученных знаниях из-за недоступности обучения онлайн по причине плохого интернета и отсутствия оборудования. Последнее даже более опасно в виду того, что доля школьного и дошкольного возраста (до 15 лет) в новом десятилетии будет устойчиво расти и к 2030-му году должна составить 20% населения. И школьники 2020-го года, которые не получили достаточные знания, начнут активно выходить на рынок уже в 2022-м году (выпускники последний год в основном готовились к ЕНТ, так что не так сильно пострадали), а с 2025 года динамика поступления на рынок новой рабочей силы также прогнозируется с резким ростом. В итоге, в ближайшее время приходится прогнозировать резкий рост социальной напряженности, если наши власти, конечно, как-то не разберутся с обеими проблемами вместе и очень быстро. Сроки-то, как мы видим, поджимают…
Значимым событием минувшего месяца, оказавшим влияние на рынки, инвесторов, потребителей стало повышение мировых цен на нефть и ряд других сырьевых товаров. Правда, это обстоятельство оказало лишь ограниченное влияние на формирование курса тенге. Национальная валюта в январе укрепилась по отношению к евро и рублю, ослабла к доллару США. Ситуация на внутреннем валютном рынке не оказала заметного влияния на динамику инфляции.
Протестуй-не протестуй?
Юрий Сигов, Вашингтон
В Америке до сих пор не стихают дискуссии насчет «недопустимого по своей наглости» штурма цитадели местной демократии – здания Капитолия в Вашингтоне. Чего только штурмовавшим не приписывают, в чем только не обвиняют, какими только последними словами не называют. И все потому, что «так дела в демократических государствах не делаются». А как делаются - показали выборы, на которых чего только, и кого только не было в рядах голосовавших (от мертвецов, рожденных еще в 19 веке, а также крокодилов, кошек и барсуков с енотами).
Тот самый Жапаров
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В Кыргызстане в четверг, 28 января, прошла официальная церемония приведения к должности победителя президентских выборов Садыра Жапарова. Фоном к ней стали аресты бывших высокопоставленных чиновников из окружения предыдущего президента Сооронбая Жээнбекова. Самая заметная фигура среди лишившихся свободы - это экс-премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев. Среди остальных - сразу два известных чиновника силового сектора и экс-кандидаты в президенты Кыргызстана (то есть конкуренты Жапарова на прошедших выборах) Абдиль Сегизбаев и Курсан Асанов.